Путаница началась в 1865 году на одной из самых престижных выставок - Парижском Салоне. Эдуард Мане отправил туда несколько своих работ, ожидая признания. И когда он приехал на выставку, уже на входе посетители хвалили его "прекрасные морские пейзажи"...
Недоумевая от того, как можно было принять его картины за пейзажи, Мане направился в зал, где были выставлены работы. Он обнаружил два морских пейзажа, которые были подписаны его именем, да ещё и с ошибкой. Моне, а не Мане!
Эдуард Мане, не знавший о существовании Клода Моне, решил, что кто-то использует его авторитет. Но через некоторое время недоразумение разрешилось.
Их часто путают - фамилии очень похожи. Но, на самом деле, между художниками много различий, они принадлежат к разным направлениям в живописи.
Эдуард Мане - реалист, а вот Клод Моне - настоящий "отец импрессионизма"!
1) Эдуард Мане - Завтрак на траве (1863 г.)
2) Эдуард Мане - Бар в Фоли-Бержер (1882 г.)
3) Эдуард Мане - Катание на коньках (1877 г.)
Мане прекрасно знал и очень любил классическое искусство, восхищался творчеством венецианских художников эпохи Возрождения.
Он часто "цитировал" картины старых мастеров, переосмысливая классику и давая собственное видение сюжета. Это никогда не было копированием - это был свежий взгляд, новая трактовка.
В отличие от Мане, Клод Моне полностью отвергал классику. Из современных художников он любил пейзажистов барбизонской школы, писавших свои картины на открытом воздухе.
1) Клод Моне - Дом рыбака (1882 г.)
2) Клод Моне - Японский мостик (1899 г.)
3) Клод Моне - Прогулка. Женщина с зонтиком (1875 г.)
"Не нужно писать реальность, главное - передать ощущение от неё".
Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолётное впечатление. Он писал широкими мазками, которые создают эффект движения, как будто мы наблюдаем реальный пейзаж.
В сравнении:
В 1863 году Эдуард Мане показал "Завтрак на траве", а через три года Клод Моне представил свою одноимённую картину. Это был вызов и одновременно восхищение талантом Мане.
Если внимательно посмотреть на эти две картины, то можно увидеть один и тот же сюжет, преподнесённый художниками абсолютно по-разному.
У Мане - это отсылка к классическому полотну, акцент сделан на людях; у Моне - пейзаж, главная роль отведена свету и цвету.
Вывод:
Мане рисовал более чёткие и точные картины, он вдохновлялся фотографией и его работы были похожи на них - будто выхвачены из реальности. Моне, наоборот, изображал изменчивость и подвижность мира, поэтому в его картинах нет чётких линий, только широкие мазки.