Найти тему
BFM.ru

Эрмитаж купил картину «Остров мертвых» Арнольда Бёклина. Возможно, по сильно заниженной цене

  Александр Демьянчук/ТАСС
Александр Демьянчук/ТАСС

«Остров мертвых» как индикатор российского арт-рынка. Внимание экспертов привлекла покупка Эрмитажем самой известной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина в первой половине декабря. Вопросы возникли к стоимости покупки — есть мнение, что она занижена. На арт-рынке обсуждается версия, что состоятельные россияне, которые планируют уехать из страны или уже сделали это, распродают свои коллекции предметов искусства с дисконтом.

Сначала факты. За поздний вариант картины «Остров мертвых» Эрмитаж заплатил чуть меньше 40 млн рублей. Это следует из информации на сайте госзакупок. Полотно хранилось в частной коллекции, но потом владельцы передали его музею на длительное хранение с правом экспонирования. Об этом рассказал газете «Труд» еще в 2015-м завсектором живописи XIX-XX веков отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Борис Асварищ. По его словам, этот поздний вариант картины был написан в 1901 году совместно художником и его сыном. Как полотно попало в частную коллекцию и кто был его владельцем, неизвестно. И это вызывает вопросы, отмечает искусствовед, автор телеграм-канала «Ку-Ку» Ксения Коробейникова:

Ксения Коробейникова искусствовед, автор телеграм-канала «Ку-Ку» «Неизвестен провенанс работы и откуда она возникла в частной коллекции. Можно подозревать, что эта трофейная вещь, которая оказалась в частных руках. Теперь это решили просто легализовать, потому что, конечно, за границу такое не вывезти и тем более не продать. В таком случае такие вещи легализуются через музей».

Теперь — предположения. Арнольд Бёклин — не самый дорогой художник, но его «Остров мертвых» — знаковая картина для всего европейского символизма. И, возможно, ее бывший владелец мог бы выручить за нее намного больше 40 млн рублей, или примерно 600 тысяч долларов по курсу на начало декабря. Комментирует искусствовед, журналист ArtNewspaper Софья Багдасарова:

Софья Багдасарова искусствовед, журналист ArtNewspaper «Продажа в музей в любой политической ситуации, в любой стране всегда дешевле, чем продажа на аукционе. Когда кто-либо, частный коллекционер, продает свою картину в музей, он всегда знает, что ему дадут гораздо меньше денег, чем если он будет продавать на частном аукционе. Продажа в музей своих вещей — это репутационный вопрос, некая благотворительность. Вы получаете меньше денег, но зато в музее будет висеть картина, и в государственных каталогах будет указано ваше имя. Но тут еще такая ситуация, что если какой-либо предмет искусства находится на территории России, он охраняется законом, и его в принципе нельзя вывозить с территории России, его невозможно продать на аукционе Christie's».

Проблема в том, что сравнивать стоимость продажи «Острова мертвых» Эрмитажу просто не с чем. Другие варианты картины давно хранятся в музеях, и на аукционы они не выставлялись. Поэтому говорить, что бывший владелец полотна продешевил, просто некорректно. Что же касается желания некоторых состоятельных россиян продать часть своих личных коллекций, то это действительно имеет место быть. Говорит искусствовед, арт-менеджер и аналитик арт-рынка Михаил Каменский:

Михаил Каменский искусствовед, арт-менеджер и аналитик арт-рынка «В самом деле, сейчас в том числе состоятельные россияне переживают не лучшие времена и с экономической, и с психологической точки зрения. И среди тех, кто чувствует себя некомфортно, есть те владельцы художественных ценностей, которые бы хотели продать, или уже продали, или планируют в ближайшее время расстаться с тем, что либо является их семейным наследием, либо тем, что они собирали, покупали для того, чтобы это радовало глаз, либо то, что являлось для них своеобразным видом инвестиции. Что касается позиции, которую занимает в этой ситуации государство — является ли государство в лице крупнейших музеев тем субъектом, который сейчас активно скупает художественные ценности, — я не имею никаких фактов и ни о чем подобном не слышал».

В общей сложности «Эрмитаж» потратил в прошлом году 63 млн рублей на пополнение своих коллекций. Две трети суммы пришлось на одну-единственную картину. Наверное, каких-то глобальных выводов из этого сделать нельзя. Но все-таки сумма не очень впечатляет. Наверное, этому есть свои причины.