Найти тему
Энциклопедия по НДПИ

Комментарий к п.п. 5-6 Правил утверждения нормативов потерь

Оглавление

В отдельных материалах энциклопедии уже были прокомментированы п.п. 2 и 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921. В этом материале поговорим про п.п. 4 -6 Правил.

https://dzen.ru/media/ndpi/63c2c4df431ef9119c16e359

Пункт 4

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Эта норма может входить в противоречие с абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, который допускает иное последствие для случая с отсутствующием нормативов потерь:

В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее.

Эта коллизия должна разрешаться строго в пользу НК РФ как нормативно-правового акта более высокого уровня.

Пункт 5

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Это пример старого порядка утверждения нормативов. До 2012 года в аналогичном порядке утверждались нормативы для твердых полезных ископаемых - сейчас он сохранен только для углеводородов. Для этого случая, в частности, сохраняет свою силу процитированная выше норма абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ: если Минэнерго затянет с утверждением норматива, то налогоплательщик сможет применить старый норматив.

Когда налогоплательщик получит новый норматив потерь, то ему не будет придаваться обратная сила (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П) за исключением случая, если он вырастет. Эта мысль зафиксирована в Постановлении Президиума ВАС РФ 19.02.2013 № 12232/12 (дело «УстьКутНефтегаза»):

Несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по не зависящим от налогоплательщика причинам не должно влиять на его право на применение налоговой ставки 0 процентов применительно к размеру потерь, признаваемому уполномоченным государственным органом на конкретный год нормативным.

Пункт 6

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

В принципе объяснять в этой норме ничего и не нужно. Но все-таки она представляет интерес, поскольку подчеркивает, что нормативы потерь даются только для тех ископаемых, которые учтены ГБЗ. И это логично, так как только у учтенных запасов могут быть потери. Соответственно, добыча законтурных запасов не может влечь потерь в юридическом смысле (п. 3 ст. 339 НК РФ), а потому и нормативы в такой ситуации не нужны.