Найти в Дзене
Энциклопедия по НДПИ

Комментарий к п. 3 Правил утверждения нормативов потерь

В 2012 году ключевой документ по нормативным потерям – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 – кардинально изменил порядок утверждения ежегодных нормативов потерь твердых полезных ископаемых.

Пункт 3 Правил до 2012 года возлагал обязанность по ежегодному утверждению нормативов потерь на госорганы, а с 2012 года ежегодно утверждать нормативы потерь должны сами налогоплательщики, добывающие твердые полезные ископаемые.

Но есть условие: ежегодные нормативы потерь не должны превышать проектные нормативы потерь, которые утверждает государственная комиссия в процессе согласования проектной документации.

Утверждение и переутверждение нормативов твердых ДПИ
Энциклопедия по НДПИ24 октября 2022

Если же размеры ежегодных нормативов потерь требуется поднять по сравнению с проектными нормативами, то сделать это налогоплательщик может только после предварительного согласования с Росприроднадзором.

Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Несмотря на кажущуюся простоту, нормы п. 3 Правил создает немало вопросов на практике.

  • Может ли Росприроднадзор увеличить технологические потери? - Считается, что не может, хотя прямого запрета на это нет. Но из п. 3(1) Правил косвенно следует, что они говорят о только потерях в выемочных единицах, то есть эксплуатационных потерях
  • В чем смысл нормы об ежегодном переутверждении нормативов? - Его нет, если только не надо увеличить нормативы потерь, но это не должно служить оправданием для несоблюдения требования ежегодного утверждения норматива потерь.
  • Можно ли оформлять утверждение ежегодных нормативов потерь ПРГР? - Можно, но лучше так не делать, так как для целей ПРГР потери считаются усредненно по году, а налоговые органы требуют, чтобы норматив потерь соблюдался ежемесячно. Это обстоятельство делает полезным утверждение нормативов потерь в отдельном документе.
  • Могут ли владельцы техпроектов, согласованных до 2010 года, сами утвердить нормативы потерь? - Правила этого не запрещают, но мнения на этот счет есть разные.
  • Надо ли утверждать ежегодные нормативы потерь, если добыча ведется по проекту ОПР, выданному на 3 года? – Норма о 5-летних проектах распространяется на месторождения, которые должны быть отработаны в течение 5 лет без учета срока подготовки к их эксплуатации. ОПР – это этап стадии разведки месторождения, а потому длительность этого срока не имеет никакой связи с 5-летним ограничением. Если длительность отработки месторождения после ОПР превысит 5 лет, то ежегодное утверждение нормативов потерь на стадии эксплуатации будет обязательным. Но вопрос, надо ли в принципе ежегодно утверждать нормативы потерь, пока идет стадия ОПР, является спорным.
  • Для кого установлен 10-дневный срок направления сообщения в налоговые органы? – Норма о 10-дневном сроке требует от недропользователя направить сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь Росприроднадзором. Эту норму вполне можно прочесть как требующую направлять уточненные нормативы потерь лишь в случае их увеличения, так как в ином случае налоговому органу это не интересно – у него есть проектные нормативы потерь. На практике эту норму читают иначе: направлять уточненные нормативы надо в любом случае, но при этом 10-дневный срок, как правило, не соблюдается, поскольку ответственности за это не предусмотрено.
  • Может ли в течение года более одного раза происходить согласование ежегодных нормативов потерь с Росприроднадзором? – Правила этого не запрещают и такие случаи бывали. Например, из-за аварий в шахте в середине года могут вырасти потери этого года.
  • В какой срок надо принять ежегодные нормативы потерь? – Правила не отвечают на этот вопрос. Но этот вопрос тесно связан с другим: будут ли действовать такие нормативы ретроспективно или нет. Экономических причин запрещать ретроспективное применение мы не видим, но рекомендуем без нужды не затягивать принятие ежегодных нормативов потерь – оптимально совмещать это по срокам с утверждением ПРГР.