Найти тему
Бронзовое кольцо

Жизнь такая, какая есть. Глава 8

Начало здесь: Глава 1

В конце мая Агния родила хорошенького синеглазого мальчика с льняными волосами. Пока Агния была в роддоме, в большой пустующей комнате организовали спальню. Поставили всю мебель и детскую кроватку. С ребенком на мансарду не находишься.

Первые сорок дней Агние не давали ничего делать, кроме как гладить сидя, да обед готовить. Свекровь сама стирала пеленки, каждый день убирала пыль и подтирала полы. Ребенок должен расти в чистоте. Расима, так назвали мальчика, она просто обожала. Могла бы, с рук бы не спускала.

Агния, прочитавшая книгу про воспитание ребенка в первый год жизни, журила ее

- Мама, если ребенок не плачет, не надо брать его на руки. Приучишь, придется все время на руках держать. Так в книге написано.

- Напишут они там! Читай больше. Как не брать ребенка на руки, ты сама полежи целый день в кровати, сможешь ли? Придется держать на руках, значит буду, на то я и бабушка.

Спорили, давать пустышку или нет, если давать, макать ли ее в мед. Покладистая в остальном Агния, не уступала, когда дело касалось ее сына. Сахия считала, что Расим прежде всего ее внук, только после этого, сын Агнии.

Постепенно вся домашняя работа легла на плечи невестки. Она готовила, стирала, прибиралась. Сахия все время проводила с внуком. Сама его мыла в бане, сама с ним гуляла. Даже по вечерам пыталась пробраться в спальню молодых, чтобы уложить Расима. Равиль тактично ее выпроваживал

- Мама, иди к себе, отдохни! Устала, наверно, водиться целый день. Это очень нелегко, ты ведь уже не молодая.

- Мешаю я вам. Понятно, у вас ведь семья, а я сбоку припеку.

- Мама, что ты говоришь? Ты нисколько не мешаешь, но мы просто хотим побыть вдвоем.

- Ну и будьте, больше к ребенку не подойду. Водитесь, как хотите.

Однако, утром, забыв свои угрозы, ждала, когда же ее ангел проснется.

Расиму исполнился год, и Агния вышла на работу. Отношения со свекровью стали натянутые. Она ревновала Агнию к ее собственному ребенку. В первое время Сахия радовалась, снова она в своем доме хозяйка. Но радости хватило только на неделю. Малыш пошел ножками, за ним не углядишь, везде лезет, все хватает.

Избалованный бабушкой, он ее совсем не слушается. При каждом «нельзя» начинается истерика. Мальчик не понимает, как это, всегда все было можно, а теперь нельзя. Вот теперь Сахия на самом деле устает

- Равиль, сынок! Ты уж скажи Агние, пусть она уходит с работы, мне тяжело справляться с Расимом. Зачем ей работать, денег нам хватает.

- Мама, сегодня хватает, завтра может все измениться. Времена такие. Ты потерпи немножко. Нельзя, чтобы Агния потеряла место. Мы все по дому будем делать сами, ты только за Расимом смотри.

Приходя с работы, Агния готовила ужин и обед на завтра, мыла посуду, гладила, стирала. Равиль во всем ей помогал. Уставали оба. Сахия только лишь занималась мальчиком. Но почему-то тоже сильно уставала. У нее пропал аппетит, она похудела, ссутулилась.

Равиля беспокоило состояние матери, и он уговорил Агнию взять отпуск без содержания. Агния тоже замечала, что мать сдала.

- Равиль, отвези маму в больницу. Не может человек так себя плохо чувствовать просто так. Смотри-ка, она совсем без настроения, даже Расиму не радуется. Раньше как хорошо ела, сейчас совсем от мясного отказывается.

Уговаривали Сахия-апа долго. Она ни в какую не соглашалась ехать в больницу

- Зачем это я поеду? У меня ничего почти не болит, только в боку тянет. Так, у меня всегда тут болело.

Агния садилась на край кровати свекрови. Брала обеими руками похудевшую руку матери

- Мама! Ты еще совсем не старая, а так устаешь. Поезжай в больницу. Там тебе пропишут витамины, таблетки, может даже уколы. Но ничего, потерпишь! Тебе надо быть здоровой, Расим без тебя скучает, ты уж который день лежишь. Поедешь?

- Ладно, пусть будет по-твоему! Ты ведь прилипнешь, как смола, не отлипнешь.

Слишком поздно обратились в больницу. Лечение матери выписали, но предупредили Равиля, что жить ей осталось не больше месяца.

Агния пережила это известие даже тяжелее, чем Равиль. Он еще не представляет, что значит, лишиться матери. Агния знает, каково это! Почему так недолго пришлось ей прожить с матушкой-свекровью, почему они с Равилем должны осиротеть? Почему, если люди счастливы, обязательно должно случиться что-то плохое?

Мать уже не могла вставать с кровати. Агния садила ее обкладывая подушками, причесывала, протирала лицо влажным полотенцем. Кормила, уговаривая, как ребенка, съесть еще ложечку. Каждый вечер подмывала, мыла ей ноги. Сахия плакала, глядя на нее

- Будь ты благословенна, кызым! Пусть Аллах наградит тебя за твое милосердие!

- Что ты мама! Разве мне трудно!

Равиль соорудил у сарая навес, поставил там кресло -кровать и в хорошую погоду выносил туда мать. Все не лежать, в потолок смотреть. Раз в неделю носил маму в баню, Агния с соседкой мыли ее.

Сахия была терпеливая женщина, но боли стали такие сильные, что она начинала стонать. Таблетки уже не помогали. Равиль всеми правдами и неправдами достал обезболивающие. Два раза в день приходила фельдшер делать уколы.

Сахия прожила еще три месяца. Агния каждую свободную минуту заходила к ней в комнату, садилась около кровати. Иногда читала суры из Корана, написанные русскими буквами, иногда они просто разговаривали. Свекровь постоянно ждала ее. Чуть потеряет из виду, кричит: «Кызым!». То она хочет пить, то подушку поправить надо, то одеяло тяжелое, то это одеяло слишком легкое.

Сахия-апа не капризничала. Она знала, что уми.ает, но ничего не говорила, чтобы не расстраивать детей. Страшно оставаться одной, нужно, чтобы кто-то был рядом.

Сахия-апа отошла в мир иной в красивый осенний день, когда деревья украшены разноцветной листвой, но лист еще держится. В этот день ей полегчало, она хорошо позавтракала. У Агнии появилась надежда, что мама еще хоть немного поживет.

Зашла медсестра, сделала укол. Равиль пришел на обед, зашел к матери, держа на руках сына

- Мама! Ты молодец! Сегодня выглядишь лучше, чем вчера. Вынести тебя на улицу, сегодня чудная погода?

- Нет, сынок, не хочется. Обедайте, Агния уложит Расима и почитает мне суры. Когда я их слушаю мне кажется, что выздоравливаю. Береги жену сынок, Ангел тебе достался. Идите, ешьте, а то все остынет.

- Хорошо, мама! Расим, помаши бабушке рукой, скажи: «Пока, пока!»

Агния уложила сына и задремала, лежа рядом с ним. Внезапно она очнулась в ее голове прозвучало «Мама!» Агния соскочила с постели, пошла в комнату Сахии-апа.

Мать лежала, полузакрыв глаза. На груди ее лежала книга с сурами. Агния присела на стул. Ей показалось, что матушка спит, но дышит тяжело. Она осторожно убрала книгу с груди свекрови. Сахия-апа открыла глаза

- Читай, кызым, читай с самого начала.

Не смогла Агния дочитать и первую суру, свекровь-матушка захрипела, голова ее склонилась набок, и она перестала дышать.

Продолжение читайте здесь: Глава 9