Найти тему
Собака.ru

Знакомьтесь, Анатолий Мариничев — человек, открывший в Петербурге самый большой фудмолл Европы Vokzal 1853

Самый большой фудмолл Европы Vokzal 1853 — 34 000 квадратных метров, 4 000 посадочных мест, более 90 резидентов — новая достопримечательность Петербурга: гастрономический Диснейленд строил генеральный директор «Адаманта» Анатолий Мариничев. А что где есть (и причем тут КГИОП!), узнала куратор ресторанной премии «Собака.ru» Анастасия Павленкова.

   Фото: Val Ray
Фото: Val Ray

Варшавский вокзал, с которого в XIX веке уходили первые поезда на Париж и Берлин, снова ставит рекорды: тут открылся фудмолл Vokzal 1853, по площади в 34 000 квадратных метров не имеющий аналогов не только в России, но и во всей Европе. В названии учтен год реализации амбициозного проекта, а сам вокзал построен в стиле бозар, как и Central Station в Нью-Йорке, и музей Орсе в Париже, который, как и новый фудмолл, занял железнодорожную станцию. Амбиции Vokzal 1853 не только в размерах: это целый гастрономический Диснейленд по мотивам исторической железной дороги и ее гранд-поездов. Не камерная драма «Восточный экспресс» Сидни Люмета, но фантасмагория «Полярный экспресс» сказочника Роберта Земекиса!

-2

«Огромные арочные окна, стеклянная крыша на массивном металлическом каркасе, ряды чугунных колонн (треть исторических конструкций сохранилась, здание под защитой КГИОП!) — нашей задачей было сделать фудмолл в концепции, которая соответствовала бы памятнику архитектуры XIX века. Так что Vokzal 1853 создавался нами так, чтобы его современное устройство обыгрывало атмосферу вокзала эпохи индустриальной революции. Именно с Варшавского вокзала из России отправлялись первые поезда в Европу: сначала в Варшаву, затем и в другие столицы. Линия отличались богато обставленными вагонами, по этой дороге ходили частные составы — они были не только у императора, но и у многих влиятельных фамилий. И сейчас отделка стен корнеров, диваны, скамейки и венские стулья — все напоминает убранство дворянских поездов. Только на них, отправляясь с Варшавского вокзала на Vokzal 1853, вы прибываете в XXI век. Наш проект уникален: ты не просто переходишь от ларька к ларьку, а попадаешь в стилистически цельное пространство, интерьеры и логистика которого наследуют его истории. Не думаю, что кто-то может такое повторить, а тем более превысить! Наш проект — самый большой не только в России, но и в Европе: 34 000 квадратных метров, 4 000 посадочных мест, более 90 резидентов».

-3

Как устроен Vokzal 1853

Фан-факт! Не только императорские поезда отправлялись с Варшавского вокзала, но и элитный «НордЭкспресс», соединявший Петербург с Парижем: это чуть менее известный брат распиаренного Агатой Кристи «Восточного». Именно «НордЭкспресс» впервые уносил Набокова к другим берегам: эти детские путешествия писатель включил в автобиографию «Память, говори». И с составом литературных преступлений у «Норд-Экспресса» тоже полный порядок. В нем встретились «Незнакомцы в поезде» Патрисии Хайсмит, а расследования проводил комиссар Мегрэ из романов Жоржа Сименона. Саспенс вокруг строительства фудмолла на Варшавском вокзале тоже был нешуточный: слухи о его масштабах будоражили Петербург больше года. Развязку раскрывают поэтапно и поэтажно: к концу 2022-го почти полностью готов первый уровень с фуд-резидентами. Еще один важный факт! До официального запуска Vokzal 1853 здесь прошла церемония награждения ресторанной премии «Собака.ru» «Что где есть в Петербурге» — 2022.

«Здание фудмолла Vokzal 1853 состоит из 3 этажей: цокольный, первый, второй. Цоколь в большей степени развлекательно-торговый, с сервисными точками; рассматриваем боулинг и другие варианты. На первом этаже расположились фуд-корнеры: 60–70 кафе и баров с кухнями со всего мира. Второй этаж — ресторанная зона с сервисом, то есть обслуживанием официантами, и с меню à la carte. Плюс немного культуры: возможно, выставки художников или дизайнеров одежды, небольшой книжный магазин. Чтобы заполнить этот уровень, нужно время, мы идем поступательно. Уже созданы две концертные площадки: камерная малая сцена и большая для массовых мероприятий на 2 500 человек. Развлекательная программа обещает быть насыщенной: от стендапа до лекций. Для начала планируем в месяц одно-два мероприятия, дальше 3–4 раза в неделю. Хотим, чтобы они все стартовали в одно время — 18:53».

Что где есть в Vokzal 1853

За модными роллами с лососем и лемонграссом или с тунцом и манго идем в корнер Lili New Wave Sushi: его идеологи Дмитрий Кюлленен и Александр Бугаевский (Ronny, Gills) первыми захлестнули Петербург японской кухней новой волны. Другие национальные кухни тоже от мэтров: израильская от Easy Hummus, китайская от Hagao, грузинская от Georgiani. Проводник туристического общепита Игорь Лядов отвечает за «ЧПХ», чисто питерские хот-доги с корюшкой: с петербургской главрыбой здесь приготовлено все от форшмака до цезаря. Хот-догами кормит и юморист Гарик «Бульдог» Харламов: у него здесь представительство сети Hot Dog Bulldog. Постой, паровоз: у дежурного по Балканам Йована Рашеты (Serbish, «Гужва») в корнере Bratski поджарились шиш-чевапы из ягненка. Не стучите, колеса: у шеф-повара Константина Морозова готово устричное мороженое — в сифуд-корнере Muelle, вагоне-ресторане компании «Рыбпромторг». Кондуктор, нажми на тормоза! Ведь на Vokzal 1853 еще с десяток баров от «Сидорового пролива» с сидром со всего мира до «Большого русского вина» с кубанским мальбеком и крымским кокуром.

«Максимального разнообразия, какое только возможно в России — вот чего добивались, подбирая фуд-проекты для Vokzal 1853. На техническое открытие позвали сотрудников «Адаманта»: они все попробовали и дали обратную связь, что сплошное вау, а где можно скорректировать. Часто самобытной кухне стоит немного подстроиться под наш менталитет. Условно, если червячков не едим, то и в меню им не рады. Первоначально концепция Vokzal 1853 создавалась совместно с ресторатором Алексеем Васильчуком: хотелось воспользоваться его опытом открытия крупного московского фудхолла “Депо”. Дальше пошли самостоятельно: у “Адаманта” более 50 разносторонних предприятий, так что нам вполне по силам освоить любую новую нишу, в том числе гастрономическую».

   Фото: Val Ray
Фото: Val Ray

Фудмоллы меняют Петербург

Ресторатор Васильчук действительно в 2019 году привел Москву в «Депо» — большой даже по ее масштабам фудхолл, коих на тот момент в столице уже было в избытке: «Даниловский», «Цветной», «Центральный». В Петербург тренд пришел позже и к 2022-му разогнался так, что создатели Vokzal 1853 стартовали в высококонкурентной среде. Но «Адаманту» отваги не занимать: в 2000-х они уже перестраивали Варшавский вокзал в прорывной для того времени ТРЦ «Варшавский экспресс». Тогда это был аванс промзоне Обводного канала. Сейчас район стремительно развивается, в том числе в вопросах гастрономии. С одного края — штаб-квартира пивоваров AF Brew у Адмиралтейских верфей. С другого — хайповые Dolphinwolf и Nothing Fancy у Лиговского. Посередине как раз Vokzal 1853. Впишется ли он в эту магистраль? Уже! Во многом это заслуга Анатолия Юрьевича Мариничева, вице-президента ХК «Адамант» и руководителя проекта фудмолла. Петербург будущего он строит со студенческой скамьи Ленинградского инженерно-строительного института: из ЛИСИ до топ-менеджера и девелопера Мариничев промчал на всех парах и не сходя с пути.

«Рискованное приобретение, но решили дерзнуть!»

«Не хвастаюсь, но мы всегда в Петербурге шли впереди всех. Первыми построили торговые комплексы европейского уровня, расположив их в транспортной доступности для жителей спальных районов. Когда в 2000-х покупали здание Варшавского вокзала, вокруг была сплошь промышленная зона. Да, рискованное приобретение, но решили дерзнуть и в 2006-м запустили ТК “Варшавский экспресс”. Однако планы городских властей, на которые был расчет, тогда не осуществились: обещанный еще тогда выход станции метро “Балтийская” в 30 метрах от здания Варшавского на парковке только делают. Сейчас Московский район преображается в фешенебельный и комфортный, строится много жилья от эконома до бизнес-класса. Если заглянуть лет на 5–10 вперед, промышленных построек здесь не останется. Так что у людей тут должно быть место, где они могут провести свободное время: поесть, развлечься, пообщаться с друзьями, да и с детьми. Для малышей, кстати, у нас тоже будет много интересного, уже открыт детский ресторан Let's Play с опытными нянями. По состоянию на 2022 год торговых комплексов в Петербурге достаточно: у нас самих их двадцать два. Так что мы приняли решение о преобразовании “Варшавского экспресса” в фудмолл Vokzal 1853. Фудкорты — новая струя, они сейчас востребованы и активно развиваются по всей стране. Но мы решили создать крупнейшее предприятие под названием “фудмолл” не только в России, но и в Европе. Надеемся, что, кроме петербуржцев, сюда будут слетаться гости города как на достопримечательность. Если играть, то хорошую музыку, если заниматься делом, то серьезно и с успехом. Есть риск? Конечно! Но кто не рискует, тот не пьет шампанское».

Фото: Val Ray, архивы пресс-служб

Груминг: Анастасия Катаева

Свет: Даниил Тарасов