Говорят, русское слово “хамство” сложно переводить на другие языки. Слишком много характеристик оно вмещает.
Как однажды высказался писатель Сергей Довлатов, «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву».
Тем не менее, с хамами в повседневной жизни мы встречаемся довольно регулярно, и вдвойне обидно, если хам – должностное лицо, втройне - если он врач, учитель или представитель такой профессии, в которой по умолчанию подразумевается наличие у человека высоких моральных качеств.
Короткий пример
Не так давно наша застрахованная Анна поругалась с персоналом поликлиники и врачом, к которому она привела на прием свою дочь. Проблема оказалась в “не такой” маске. Анна надела на лицо тканевую маску, сшитую ей вручную еще в пандемийное время. Поскольку ходить в масках тогда надо было практически везде, молодая мама решила ее украсить - кружевами, стразами. В то время, как вы помните, многие женщины себя развлекали подобным образом. Но тем не менее, маска была из плотной ткани в два слоя, чистая, хорошо прилегающая и закрывающая лицо. Анна даже фотографию выслала.
На дочери же Анны была обычная медицинская маска детского размера.
Врач отказался принимать девочку, потому что ему не понравилась маска матери. Сидя за столом, он буквально “проехался” по женщине, высказал ей и про кружева, и про стразы, а потом начал выставлять за порог мать и ребенка, пока они не найдут “нормальную” маску. Анна возмутилась, тут на помощь врачу подоспела какая-то медсестра, и поднялся противнейший скандал, в эпицентре которого оказался перепуганный ребенок.
Со своей стороны мы, конечно, помогли Анне. Пообщались с руководством поликлиники, которое обещало принять меры по отношению к грубому врачу. Прием все-таки состоялся, девочку осмотрели. Заведующий поликлиникой лично извинился за поведение своего сотрудника. Инцидент был исчерпан.
Это, пожалуй, незначительный пример, но достаточно ярко характеризующий некоторых людей, которые путают рабочее место с личной квартирой. Хам может быть блестящим специалистом в своей области, что только укрепляет его “корону” на голове и ощущение вседозволенности и безнаказанности.
Впрочем, наказать хама в белом халате при желании все-таки можно. Но дело это хлопотное.
Есть такое понятие, как врачебная этика. В России существует документ, согласно которому определено, что же такое врачебная этика. Документ называется “Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации”, он был принят в 2012 году. В Кодексе 53 статьи, каждая из которых рассматривает тот или иной аспект общения врача и пациента или врача и его коллег.
“Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека”, - гласит статья I Кодекса.
Что будет, если врач допустил грубое нарушение этических норм? В ряде случаев медицинского работника могут привлечь к ответственности его руководство согласно ТК РФ, применив дисциплинарные меры (замечание, выговор и другие), в других - последует административное или даже уголовное наказание.
Каждый случай надо разбирать отдельно. В этой ситуации можно обратиться как к руководителю медорганизации (заведующему, главврачу), так и в профильную структуру (например, региональный Минздрав).
Кроме того, зачастую ситуации, связанные с нарушением норм этики и деонтологии, часто возникают при обращении пациента за оказанием медицинской помощи, прохождением профосмотров, диспансеризации, получение которых может быть затруднительно для пациента при некорректном поведении медперсонала медицинской организации. И вот тогда пациент может обратиться в свою медицинскую страховую организацию. Здесь представители первого и второго уровня могут сопроводить своего застрахованного и организовать необходимое получение медицинских услуг.
Наша компания “Панацея” имеет большой опыт разрешения спорных историй, и вы можете быть уверены в объективности. Кроме того, нашим застрахованным бесплатно доступна услуга медиации.
Звоните на нашу горячую линию: 8-800-2000-868, бесплатно, круглосуточно.
__________
Лицензия ЦБ РФ (Банк России) ОС № 0173-01 от 03.08.2017.
ООО Медицинское страховое общество «Панацея».
Рекламодатель https://www.mco-panacea.ru