Найти тему
Короче, о книгах

Всему конец: каким всё-таки должен быть идеальный финал книги?

Оглавление

В своём эссе «Аспекты романа» Эдвард Форстер отмечает: «Если бы не смерть и не брак, не представляю, как заканчивали бы свои романы посредственные писатели. Почти у всех романов слабая концовка».

Иногда концовка действительно бывает «притянута за уши», причем даже в выдающихся произведениях. Но встречаются также эффектные и запоминающиеся концовки. Одна из самых известных — последняя фраза «1984»: «Он любил Старшего Брата». Короткое предложение, которое в контексте обладает куда более зловещим смыслом, чем в отрыве от него.

Сильная концовка — настолько же важный элемент, как вовлекающее начало. Первые строки и заголовок влияют на то, прочтут ли историю вообще. А последние страницы текста закрепляют впечатление от книги. Благодаря цепляющему окончанию история запоминается, её обсуждают, ею делятся, у читателя возникает желание прочесть продолжение или другие романы автора. Так какая же концовка может быть идеальна?

Закрытый финал

-2

В закрытом финале все расставлено по своим местам, история закончена однозначно. Такая концовка полностью подводит черту под всеми сюжетными линиями, отвечает на все вопросы и оставляет минимум недосказанности.

Открытый финал

-3

Большинство детективных романов и триллеров заканчивается однозначно. Поскольку таковы правила жанра. Но иногда даже у детективов бывает неопределённость в финале. Авторы делают так, чтобы отразить неопределённость жизни или позже написать продолжение.

Недоговоренность в тексте порождает фантазии. Такие истории создают психологический эффект незаконченного действия — они долго не отпускают читателя.

Однако при столкновении с открытым финалом читатель нередко испытывает неоднозначные эмоции: «Как, автор оставил читателей без «жили они долго и счастливо?». Такая концовка заставляет додумывать, анализировать, рассуждать, принимать решения за персонажей. Именно поэтому такой писательский ход одни воспринимают с энтузиазмом и пониманием, а другие — с осуждением.

Неожиданный финал

-4

В некоторых произведениях авторы используют прием неожиданности. При этом принципиально меняется эмоциональное восприятие истории. Новая информация заставляет переосмыслить весь сюжет и даже перечитать текст с самого сначала.

Когда разворачивающаяся история обещает предсказуемую развязку, тем сильнее эффект неожиданности, когда вдруг меняется ракурс.

Эпилог

-5

Знакомство с дальнейшей судьбой героев тоже способно усилить художественное воздействие на читателей. Эпилог может сочетаться с неожиданным финалом, закольцовкой сюжета и другими вариантами концовки.

Альтернативный финал

-6

Джон Фаулз написал три возможные концовки романа «Любовница французского лейтенанта». Таким образом он хотел подчеркнуть одну из главных особенностей своей метапрозы: читатель никогда не должен недооценивать роль автора.

Грустная/Реалистичная концовка

-7

Некоторым читателям нравится испытывать реальность чувств и знать, что они не одиноки в чувствах отчаяния, одиночества, печали или даже гнева. Они не хотят присоединяться к истории; они хотят, чтобы история слилась с их жизнью. Эти читатели хотят видеть, что даже в художественном мире не всегда есть серебряная подкладка и радостное пение птиц в конце. Они хотят знать, что их жизнь не так уж и ужасна по сравнению с этими «фантастическими» выдуманными историями. Это желание соединиться, а не мечтать.

Счастливый финал (хэппи-энд)

-8

Счастливый финал — все заканчивается хорошо, все счастливы, враги повержены, добро торжествует, преступник пойман, а страстный роман заканчивается свадьбой, после которой все живут долго и счастливо.

Дж. Р. Р. Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» настаивал на обязательности хэппи-энда в сказках, даже если он слабо обусловлен логикой повествования — иначе, по его мнению, не достичь катарсиса, обязательного для этой литературы. Сам он для этого не гнушался прибегнуть даже ко вмешательству бога из машины (его знаменитые орлы, приходящие на помощь в нужный момент).

Идеальный финал

Вариантов концовок, на самом деле, существует масса — и все они в той или иной мере хороши. Но по-настоящему живая история не имеет конца — она продолжается и в писателе, и в читателях. И в героях, которые должны жить также за пределами авторского повествования.

С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Короче, о книгах»!

OK | @Пульс | Telegram | Эксклюзивный контент