Найти тему

Иллитераты: что это такое и зачем они нужны в тексте

Оглавление

Текст состоит из слов, а слова из букв. Вот такая свежая мысль, ага. На самом деле буквы — это только знаки, оболочки, в которые облекаются звуки человеческой речи. Поэтому характер любого текста, особенно художественного, зависит не только от слов, объединённых в предложения, но и от звуков, которые не просто передают информацию, но и создают эмоциональную атмосферу. О звукописи и её роли в тексте я писала раньше. Про это можно почитать в статьях по ссылкам в конце текста.

Таинственные иллитераты

Человек живёт в мире, наполненном звуками, причём многие из них к речи вообще никак не относятся. Это звуки природы, механизмов, человек тоже может издавать разные звуки: вздохи, покашливание, чихание, бумажками шуршать, по клавишам стучать или кликать и т. д. Такие звуки — часть нашей реальности, они сопровождают нас постоянно. Более того, исчезновение звуков из окружения вызывает у человека неосознанную тревогу, чувство беспокойства и дискомфорта.

Но мы же с вами работаем с текстом, то есть создаём образ мира с помощью слов, составленных из букв. Особенность же внеречевых звуков окружающей реальности в том, что они буквами не передаются. Точнее, в языке нет таких букв, чтобы эти звуки передать. Поэтому они и называются иллитераты — от латинского illiteratus — неписьменный: где in — отрицательная приставка «не», littera — «буква». Дело в том, что буквами передаются звуки речи, то есть фонемы, а в иллитератах нет фонем, звуками языка их или крайне сложно, или невозможно воспроизвести. Например, испуганный визг, звук льющейся воды, шелест листьев, хруст морозного снега, скрябаканье когтей в дверь и др. Получается, в тексте эти звуки не передашь?

Зачем они нужны

Казалось бы, ну, не передашь, и бог с ними. Можно их и не передавать, а просто написать, например:

«Из кустов донёсся свист»;
«В доме слышался плач»;
«В загоне хрюкали и чавкали свиньи» и т. д.

Однако звуки же — это часть реальности и иногда хочется, чтобы читатель не просто о них узнал от автора, но и сам их услышал. К тому же иллитераты делают картину мира, нарисованную автором, более яркой, объёмной, многомерной (Помните о синестезии?).

-2

А атмосфера? Вспомните, как эффективно работают звуки на создание атмосферы в фильмах. Они могут вызвать чувство радости, грусти, тревоги, а то и инфернального ужаса. Причём в фильмах чаще всего используются именно иллитераты, те звуки, что не облекаются в слова. Вот бы и в тексте так.

«— Скрип-скрип, скри-ип, скри-и-и-п, — жалобно причитала висевшая на одной петле ставня».

А потом не забываем и о звукописи, и о фонике текста, а они лучше всего передаются именно звуками.

Что же делать

Несмотря на своё название, иллитераты всё же благодаря упорству писателей время от времени облекаются в буквы, для чего подбираются подходящие фонемы языка. Однако такие фонемы передают реальные звуки весьма условно. Они хотя и далеки от настоящего естественного звучания, но даже становятся частью языка, превращаясь в звукоподражательные слова. Их довольно много в нашей речи, как устной, так и письменной:

  • фью-фьють — свист;
  • апчхи — звук чихания;
  • ха-ха-ха — смех;
  • кхе-кхе — покашливание;
  • щёлк-щёлк, чирик-чирик, дыр-дыр-дыр, бульк, шлёп, шмяк и т. д.
-3

А если нужно передать звук, которого нет в копилке облечённых в буквы иллитератов? Тогда автору придётся сделать это самостоятельно — сначала подобрать наиболее подходящие фонемы, а потом передать их с помощью букв. Такие случаи нередки, и адаптация иллитератов к тексту происходит постоянно, а наиболее удачные варианты становятся частью языка. Например, сравнительно недавно появилось звукоподражательное слово «клик».

А вы используете иллитераты в тексте? Можно ради интереса попробовать собрать мини рассказ из иллитератов, как превращённых в звукоподражательные слова, так обработанных («обуквеных») самим автором.

«Хр-хр-хр, мням, хр-хр-хр, мням? Ы-ыых… хрустьк, хрустьк. Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп. Щёлк. Ох-х-х… Ы-ы-ы? Шур-шуш, бзынь-звяк. Хрум — ам-ням-ням, чав-чав-чав. Цок-цок-цок. Скряб-скряб. Уы-ы? Ав, мням? Мыр-р-р, мяу? Брысь!»

Кто-нибудь понял эту шуточную звуковую зарисовку из жизни? Ну, по крайней мере, сложность включения иллитератов в письменную речь точно поняли. Сами попробуете поупражняться в комментариях?

"Что такое звукопись?"

"О благозвучии текста"