Найти в Дзене

Что такое звукопись

Оглавление

Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня мы снова с вами будем говорить об интересных приёмах литературного творчества.

То, что любой текст должен иметь значение и смысл вполне очевидно. Но этого недостаточно. Мы всегда, пусть даже неосознанно, обращаем внимание на звучание написанных строк. Хороший текст иногда даже «смакуем», проговаривается про себя. А вот неблагозвучный, с длинными и корявыми предложениями, перегруженный деепричастными оборотами, вызывает раздражение и неприязнь. Такой текст сложно оценить с точки зрения его содержания, так как не каждый наберётся терпения дочитать его до конца.

Значение звучания текста признаётся и лингвистами, существует даже специальная область знаний – фоника. Это «наука об искусстве звуковой организации текста», как назвала её автор учебника по стилистике русского языка И. Б. Голуб.

"Так рождается мелодия текста". Автор коллажа Максим Одувалов.
"Так рождается мелодия текста". Автор коллажа Максим Одувалов.

Что значит – писа́ть звуками

Слова – это набор звуков, именно так мы воспринимаем незнакомую иностранную речь. В родной же в первую очередь замечаем значения слов. Но звуки тоже несут важную информацию. Они не только могут быть приятные и неприятные, но и способны создавать особое настроение.

Так вот, звукопись – это стилистический приём, выражающийся в подборе слов, звучание которых подчёркивает настроение текста и помогает передавать замысел автора.

Конечно, этот приём интересен, в первую очередь, поэтам, для которых иногда звучание слов важнее, чем их значение, и именно музыка текста передаёт его смысл и настроение. И здесь огромную роль играют общие для всех людей ассоциации.

Разные звуки в стихах используются для передачи различного содержания, например, звук «л» как твёрдый, так и мягкий, ассоциируется с водой. Он создаёт ощущение переливов и журчания. У М. Лермонтова в стихах «Русалка»:

«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны,
Серебристую пену волны».

А вот звук «р» используют в описании грозы. Это уже отрывок из известного стихотворения Тютчева:

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые».

Одним из видов звукописи является аллитерация – повторение одинаковых звуков или слогов. Этот приём был очень популярен в поэзии скальдов, живших в эпоху викингов. Кстати, интересно, что рифмовались в их стихах-висах не последние слоги строк, а первые. Конечно, в переводе это передать сложно. Но вот как примерно звучит аллитерация в висе Эгиля Скаллагримссона:

«В рог врезаю руны,
Кровью здесь присловье
Крашу и под крышей
Красных брагодательниц
Пьяной пены волны
Пью из зуба зубра».

Возможно, смысл стиха будет более понятен, если узнать, что легендарный скальд произнёс его, принимая кубок с ядом, о чём Эгиль знал.

Магия слов
Магия слов

Звукопись в прозаическом тексте

Со стихами всё ясно, а вот нужна ли звукопись в прозе? Я считаю, нужна. Причём звучание прозаического текста, не приправленного рифмой, иной раз важнее благозвучия стиха.

Чаще всего звукопись рождается стихийно, интуитивно. Когда писатель находится в соответствующем настроении, то и слова с нужными звуками появляются сами. С подобными примерами в литературоведении негусто, поэтому я привожу свой. Но в нём уже слова подобраны вполне осознанно. «Еле слышно шелестит сухой камыш. Тишина оглушает, и каждый шорох и хруст мёртвой, скошенной травы вызывает мурашки страха, пробегающие по спине». Здесь я использовала особенности шипящих звуков, которые вызывают ассоциации с неприятными, тревожащими объектами. Это и змеи, и пауки, и крадущиеся шаги злоумышленника или зверя.

Звукопись в прозе выполняет ту же функцию, что и в стихах, то есть создание определённого настроения. Но есть и ещё другие интересные функции.

-4
  • С помощью неблагозвучия (да-да и оно может пригодиться) создаются дополнительные штрихи к портрету отрицательного героя. Вспомните знаменитый «абырвалг» из «Собачьего сердца». Или «прозаседавшихся" у Маяковского.
  • Звукопись помогает разнообразить и сделать индивидуальной речь героев. Можно также передавать настроение персонажей, применяя соответствующие звукосочетания.
  • Звукоподражание используется в картинах природы (чириканье воробьев, стрекотанье кузнечиков, вой ветра и т. д.) и для создания образов фантастических существ. Помните, у Горького есть «Песнь о Соколе». В ней Уж, обращаясь к раненому Соколу, произносит знаковую фразу, которая в голове звучит именно так: «Ш-ш-што-о, умираеш-ш-шь?»
  • Звукопись позволяет создавать целые куски текста, окрашенные определённым настроением, создавать ощущение восторга, лёгкости или гнетущего саспенса.

Вот только как бы всему этому научиться? К сожалению, звукопись нечасто используют в прозе осознанно.

На этом сегодня всё. Но разговор о звукописи ещё не закончен. И более конкретно о её приёмах читайте в следующей статье.

А если вас заинтересовала тема звучания и ритма текста, то можете заглянуть и в другие статьи.

"Как передать эмоции в тексте"

"Эмоции и ритм текста"

"О благозвучии текста"