Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня мы снова с вами будем говорить об интересных приёмах литературного творчества.
То, что любой текст должен иметь значение и смысл вполне очевидно. Но этого недостаточно. Мы всегда, пусть даже неосознанно, обращаем внимание на звучание написанных строк. Хороший текст иногда даже «смакуем», проговаривается про себя. А вот неблагозвучный, с длинными и корявыми предложениями, перегруженный деепричастными оборотами, вызывает раздражение и неприязнь. Такой текст сложно оценить с точки зрения его содержания, так как не каждый наберётся терпения дочитать его до конца.
Значение звучания текста признаётся и лингвистами, существует даже специальная область знаний – фоника. Это «наука об искусстве звуковой организации текста», как назвала её автор учебника по стилистике русского языка И. Б. Голуб.
Что значит – писа́ть звуками
Слова – это набор звуков, именно так мы воспринимаем незнакомую иностранную речь. В родной же в первую очередь замечаем значения слов. Но звуки тоже несут важную информацию. Они не только могут быть приятные и неприятные, но и способны создавать особое настроение.
Так вот, звукопись – это стилистический приём, выражающийся в подборе слов, звучание которых подчёркивает настроение текста и помогает передавать замысел автора.
Конечно, этот приём интересен, в первую очередь, поэтам, для которых иногда звучание слов важнее, чем их значение, и именно музыка текста передаёт его смысл и настроение. И здесь огромную роль играют общие для всех людей ассоциации.
Разные звуки в стихах используются для передачи различного содержания, например, звук «л» как твёрдый, так и мягкий, ассоциируется с водой. Он создаёт ощущение переливов и журчания. У М. Лермонтова в стихах «Русалка»:
«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны,
Серебристую пену волны».
А вот звук «р» используют в описании грозы. Это уже отрывок из известного стихотворения Тютчева:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые».
Одним из видов звукописи является аллитерация – повторение одинаковых звуков или слогов. Этот приём был очень популярен в поэзии скальдов, живших в эпоху викингов. Кстати, интересно, что рифмовались в их стихах-висах не последние слоги строк, а первые. Конечно, в переводе это передать сложно. Но вот как примерно звучит аллитерация в висе Эгиля Скаллагримссона:
«В рог врезаю руны,
Кровью здесь присловье
Крашу и под крышей
Красных брагодательниц
Пьяной пены волны
Пью из зуба зубра».
Возможно, смысл стиха будет более понятен, если узнать, что легендарный скальд произнёс его, принимая кубок с ядом, о чём Эгиль знал.
Звукопись в прозаическом тексте
Со стихами всё ясно, а вот нужна ли звукопись в прозе? Я считаю, нужна. Причём звучание прозаического текста, не приправленного рифмой, иной раз важнее благозвучия стиха.
Чаще всего звукопись рождается стихийно, интуитивно. Когда писатель находится в соответствующем настроении, то и слова с нужными звуками появляются сами. С подобными примерами в литературоведении негусто, поэтому я привожу свой. Но в нём уже слова подобраны вполне осознанно. «Еле слышно шелестит сухой камыш. Тишина оглушает, и каждый шорох и хруст мёртвой, скошенной травы вызывает мурашки страха, пробегающие по спине». Здесь я использовала особенности шипящих звуков, которые вызывают ассоциации с неприятными, тревожащими объектами. Это и змеи, и пауки, и крадущиеся шаги злоумышленника или зверя.
Звукопись в прозе выполняет ту же функцию, что и в стихах, то есть создание определённого настроения. Но есть и ещё другие интересные функции.
- С помощью неблагозвучия (да-да и оно может пригодиться) создаются дополнительные штрихи к портрету отрицательного героя. Вспомните знаменитый «абырвалг» из «Собачьего сердца». Или «прозаседавшихся" у Маяковского.
- Звукопись помогает разнообразить и сделать индивидуальной речь героев. Можно также передавать настроение персонажей, применяя соответствующие звукосочетания.
- Звукоподражание используется в картинах природы (чириканье воробьев, стрекотанье кузнечиков, вой ветра и т. д.) и для создания образов фантастических существ. Помните, у Горького есть «Песнь о Соколе». В ней Уж, обращаясь к раненому Соколу, произносит знаковую фразу, которая в голове звучит именно так: «Ш-ш-што-о, умираеш-ш-шь?»
- Звукопись позволяет создавать целые куски текста, окрашенные определённым настроением, создавать ощущение восторга, лёгкости или гнетущего саспенса.
Вот только как бы всему этому научиться? К сожалению, звукопись нечасто используют в прозе осознанно.
На этом сегодня всё. Но разговор о звукописи ещё не закончен. И более конкретно о её приёмах читайте в следующей статье.
А если вас заинтересовала тема звучания и ритма текста, то можете заглянуть и в другие статьи.
"Как передать эмоции в тексте"
"Эмоции и ритм текста"