Найти в Дзене
Литературный бубнёж

Литературный календарь

27 января 1826 года родился Михаил Евграфович Салтыков. При рождении будущего классика назвали именно так. Позже он печатался под псевдонимом "Николай Щедрин", а уже в историю литературы вошёл под настоящим именем и сдвоенной фамилией.

Писатель-сатирик - довольно редкий для классической русской литературы тип. Сатиру наши авторы любили издавна, но обычно ограничивались баснями, эпиграммами, короткими стихотворениями. В крупные произведения она, как правило, входила только как вспомогательный элемент. Так что практически чисто сатирическое наследие Салтыкова-Щедрина - примечательное исключение.

Как мы помним (должны помнить) со школы, комическое традиционно делится на 5 видов: юмор, ирония, сатира, сарказм и гротеск. От самого безобидного юмора до уродливых искажений гротеска. Комическое в творчестве Салтыкова-Щедрина тяготеет ко второй половине списка: острое изображение социальных пороков, злое, эмоциональное осмеяние, совмещение смеха и трагедии, фантастические, гротескно искажённые образы.

Возможно, причину такой резкой непримиримости следует искать в детстве автора. В его воспоминаниях чаще всего фигурируют побои и тиранический характер матери, которую, по свидетельствам современников, он вывел в образе Арины Петровны Головлёвой. Братьям в том же романе досталось не меньше.

К крепостным в доме относились ещё хуже, но для будущего писателя именно они были воспитателями и единственным кругом общения в первые годы жизни. Отсюда центральная тема произведений Салтыкова-Щедрина - ненависть к помещикам и сочувствие к крепостным. Хоть значительная часть его творчества приходится уже на пореформенные времена, именно "крепостное право" как символ всего самого ненавидимого, особый тип мировоззрения, а не просто давно забытый закон, присутствуют в каждом тексте.

Интересно, что в молодости автор посещал тот же кружок петрашевцев, что и Достоевский, поэтому имел все шансы повторить его судьбу с арестом и каторгой. Но Салтыкова спасла другая ссылка: за год до ареста группы его выслали за уже появившиеся в печати сатирические повести. Ссылка была довольно условной, по той же схеме, что и Южная ссылка Пушкина. Официально она значилась переводом по службе в Вятку, то есть писатель жил вольным человеком, ходил на работу, получал жалованье и даже продвигался по карьерной лестнице.

О жизни в Вятке он издаст “Губернские очерки”, которые станут первым настоящим литературным успехом. Пёстрая, сатирически преувеличенная картина жизни провинциального города с традиционным набором пороков вроде взяточничества и самодурства - привычные черты многих текстов Салтыкова-Щедрина.

Что интересно, при всей неприязни к бюрократии, он имел довольно успешную карьеру. К примеру, среди его должностей был пост вице-губернатора сначала Рязани, потом Твери. В вопросах преобразования общества он шёл не путём заговорщиков с их обсуждениями абстрактных проектов будущих преобразований, а по пути Гоголя, который писал, что для создания идеального общества каждый должен честно и добросовестно работать на положенном ему месте.

Принципиальность Щедрина наверняка позволила ему совершить немало хорошего, но она же и регулярно создавала проблемы: из-за конфликтов с начальством должности он менял довольно часто, пока окончательно не ушёл в отставку.

Кроме литературного творчества он также успел поработать редактором "Современника" и "Отечественных записок", где сотрудничал с Некрасовым - самым идейно близким к нему писателем. Из-за специфики работы в периодике центральным жанром для Салтыкова-Щедрина стал очерковый цикл: небольшие тексты печатаются из номера в номер, затем могут выходить отдельным изданием под одним заглавием.

Многое из того, что мы называем романами (те же "Господа Головлёвы" или "История одного города") изначально были написаны именно в такой манере.

В других случаях циклы действительно состояли из независимых текстов. "Сказки для детей изрядного возраста" - сборник именно такой. Он состоит из более 20 коротких сказок, которые очень напоминают басни. Герои здесь преувеличены, однозначны, как правило обозначены только одной заострённой чертой. В качестве действующих лиц выступают все: люди, животные, рыбы, совесть и вяленая вобла. Тематически сборник также довольно разнообразный: здесь и политика, и социальные проблемы, и отдельные личные пороки. Хорошо подходит для первого знакомства с автором.

"Сказки" в концентрированном виде дают представление о многих чертах произведений автора: преобладание интереса к проблемам общества, а не личной жизни героев, иносказательность, намёки и ирония как средство обхода цензуры, доведение отрицательных явлений до абсурда.

А теперь о субъективном. Я не большой фанат Салтыкова-Щедрина именно потому, что настолько откровенно злая, непримиримая сатира не в моём вкусе. Он действительно обладает сильным талантом, но в этом калейдоскопе отрицательных героев без созидательной идеи ощущается пустота. Понятно "что с нами не так", но практически не видно ответов "как должно быть".

Дело здесь не в мрачности - есть авторы намного мрачнее Щедрина. Но не даром Гоголь задумывал "Мёртвые души" именно как трилогию перехода от Ада к Раю. Он понимал, что показав всё самое низкое, настоящий писатель обязан пойти дальше и найти возможный пусть воскрешения.

Но есть в творчестве Салтыкова-Щедрина одно исключение - это роман "Господа Головлёвы". Здесь вместо стандартного бичевания пороков и "типов" - живые люди. Пугающе-отвратительные, практически фантастические, но живые. И самое главное - есть попытка найти выход.

Здесь я поступлю хитро и, чтобы не повторяться, сошлюсь на две ранее написанные статьи о "Господах Головлёвых". И надеюсь, что каждый сможет найти среди богатого наследия Салтыкова-Щедрина что-то близкое для себя.