Жестокие банды 90-х навсегда вписались в историю криминальной России, создав настоящий суровый хаос. Им было не до этого, а кое-где и правоохранителям не хотелось. И до сих пор до некоторых их представителей не дошла рука закона, и их жертвам остается только надеяться на всеобщую справедливость. Одной из таких кровавых банд была Слоновская ОПГ, управлявшая Рязанью.
Рождение Слоновской ОПГ
Годом рождения Слоновской ОПГ считается 1991 год, но в то время она называлась по-другому — «Презентовская». Такое название бандиты получили по месту своих традиционных встреч в ресторане «Настоящее». У истоков банды стояли двое мужчин - Николай Максимов ("Макс") и Вячеслав Ермолов ("Слон"). Они были его постоянными лидерами на протяжении всей истории существования. Лишь к концу, после убийства Максимова, ОПГ перешла под единоличный контроль Ермолова. Кто были эти люди?
Ермолов
Первый, Николай Максимов, был водителем жадного до денег и власти заместителя прокурора Рязани. В какой-то момент он решил, что хочет более успешной жизни и самой привлекательной сферы, где можно быстро разбогатеть, в его глазах оказался криминал. Однако в самом начале он не имел никакого авторитета в криминальной среде и взял себе в напарники впечатляющую во всех отношениях личность - Вячеслава Ермолова.
Значительная часть импозантности Ермолова заключалась в его физическом теле. Ростом менее двух метров амбал производил неизгладимое впечатление. Всю свою жизнь он полагался на грубую силу. После того, как Ермолов едва закончил школу, он не стал продолжать образование. Ходил на работу, при этом соглашался на любые заработки и копил. Позже он купил машину – новые «Жигули», на которых стал заниматься частными перевозками. Он часто завышал стоимость проезда, но никто из его попутчиков не решался спорить с физически крепким таксистом с самым ужасным выражением лица. Судьба свела «Макса» и «Слона», и первый предложил таксисту другую работу. Они образовали тандем, от страшных действий которого лихорадило всю Рязань. Родилась ОПГ Слоновская.
Начало деятельности Слоновской ОПГ
Роли Максимова и Ермолова в банде разделились. Если «Макс» был мозгом группы, то «Слон» отвечал за двигатель. Он находил перспективных мальчишек, делал из них боевиков ОПГ и работал с ними на городских качелях. При этом Ермолов посвятил себя развитию физической силы, игнорируя изучение приемов борьбы или любого вида единоборств. Он также нашел новых кандидатов в члены группы среди воспитанников местного детского дома. Бандиты материально поддерживали сирот и таким образом «покупали» их лояльность. Проникнувшись романтикой бандитской жизни, они с радостью влились в ОПГ и были готовы выполнить любой приказ ее главарей.
Отдельную касту в ОПГ составляли всевозможные уклонисты - их лидеры ОПГ, играя в наперстки, заманивали население на жульничество. «Макс» и «Слон» первыми решились на этот вид криминального бизнеса. Пока наперсток умело обманывал доверчивых зевак, его охраняла группа бойцов, готовых в случае необходимости напугать возмущенных жертв мошенников. По негласным правилам, установившимся в криминальной среде, главари получали половину дохода от покровительства напёрстников. Когда пришли первые деньги, Ермолов и Максимов были разочарованы. Эти суммы не шли ни в какое сравнение с суммами, нарисованными в их воображении. Не решившись изменить установленным правилам, чтобы взять побольше, они решились на другой вид криминального бизнеса – мошенничество при купле-продаже автомобиля.
Для этого участники группы искали подходящие объявления и представлялись продавцами или покупателями автомобилей в зависимости от ситуации. Они встретили жертву, забрали машину или деньги вперед и исчезли. Мошенников было непросто найти, и мало кто мог позавидовать тем, кому это удалось. Бандиты подвергли их физическому насилию. Тем не менее нашлись смельчаки, которые дали показания в полицию. Это принесло неожиданные результаты – оба лидера ОПГ были задержаны. Целью был Максимов, и к нему у полиции было больше всего вопросов. Чтобы выйти сухим из воды, в криминальные авторитеты вошли товарищи, оставшиеся на свободе по делу. Они нашли тех, кто обращался в полицию и сумел напугать людей настолько, что те отказались от своих показаний. Дело развалилось, Ермолова отпустили без предъявления обвинения, а Максимова приговорили к небольшому условному сроку.
Расширение деятельности Слоновской ОПГ
Когда их освободили, лидеры «Слоновской» почувствовали себя еще увереннее. Их организация уже насчитывала около тысячи человек. Когда поняли, что имеющиеся ресурсы позволяют, «слоновские» занялись вымогательством и вымогательством. Они стали ускорять разрушение хозяйственных построек. «Макс» и «Слон» никого не гнушались, заставляя как компании и организации, так и мелких торговцев платить налог. Тех, кто отказался платить, ждала весьма незавидная участь. Слоновские не теряли времени даром на обычное запугивание. Тех, кто не соглашался с их требованиями, просто убивали. От трупов избавлялись, закапывая, а бандиты даже не удосужились вывезти их за город. Многие из их жертв позже были найдены прямо на городском пляже.
Бандиты не боялись полиции. По закону деятельность торговцев людьми не всегда была законной, и многие из них не могли обратиться за помощью в правоохранительные органы. Это развязало руки бандитам и пролило реки крови. Директор компании не воздал должное — его сына-подростка расстреляли. Женщину, руководившую торговой компанией, чуть не изнасиловали, но каким-то чудом ей удалось этого избежать. Его могли расстрелять средь бела дня на глазах у родственников за покушение на мошенничество. Последняя история произошла в цыганской диаспоре. До этого «слоновские» подавляли цыган, занимавшихся наркоторговлей.
Вскоре Слоновская ОПГ стала одной из самых влиятельных банд Рязани, контролирующей значительную часть местного бизнеса. В то же время члены этой группы пользовались невероятной популярностью среди молодежи. Молодые люди мечтали вступить в банду, а девушки – познакомиться или выйти замуж за одного из «слонов». Хотя теперь в банду брали не всех, никто не хотел делиться доходами с новичками. Было условие вступления в ОПГ - надо было прийти с "кормовой" точкой, то есть с контролируемым веществом.
В 1993 году «Слоновская» не прошла махинаций с фальшивыми «авизо», на которых грело руки множество бандитов по всей стране. Благодаря созданным «компаниям-однодневкам» рязанские бандиты собрали около девятисот миллионов рублей. Им нравилось работать с финансовыми схемами, и вскоре они создали финансовую пирамиду Пико. В этом им помог Сергей Княжский – его «Слоновская» была поставлена во главе организации. Благодаря Княжскому они заработали семнадцать миллиардов рублей, но в благодарность он получил лишь несколько пуль с близкого расстояния. Как только их сообщник утонул в претензиях и заявлениях, они бросились от него избавляться. Глядя на сферу своей деятельности, лидеры «Слоновских» пришли к выводу, что пора отойти от других ОПГ в Рязани.
Войны банд "Слоновская ОПГ"
Самым крупным и сильным конкурентом «Слоновской» в Рязани в то время была группа «Айрапетовский» во главе с Виктором Айрапетовым («Витя Рязанский»). Была и банда хладнокровных людей, не боявшихся открытых конфликтов и столкновений. Отправной точкой бандитской войны между группировками стала драка за контролируемый объект. «Слоновские» начали претендовать на торговые площади, принадлежащие «Айрапетовским». В ресторане была организована встреча для обсуждения возникшего конфликта. Ермолов опоздал на встречу и в полной мере продемонстрировал свое презрение к врагу и свое чувство превосходства. При этом он стал требовать передачи ему спорного объекта. Такое наглое поведение Виктору Айрапетову не понравилось, слово в слово лидеры схлестнулись в бою. И неожиданно грубая физическая сила не помогла Ермолову в схватке с Айрапетовым, который был гораздо меньше его ростом и телосложением. Лидер конкурсантов, занимавшийся боевыми искусствами, легко одолел и победил бывшего таксиста.
Айрапетов
Ермолов, конечно, не мог вынести такого оскорбления. Бандитская война вступила в активную фазу. Для начала «Слон» решил отомстить и бросился с бойцами в городскую баню, где собралась часть «Айрапета». По его словам, туда же должен был прийти и его главный преступник, но он почему-то не пришел. После драки между членами противоборствующей банды «Слоны» скрылись до приезда полиции. В следующий раз самого Айрапетова попытались заполучить только через несколько месяцев. В ноябре 1993 года, когда «Витя Рязанский» и его люди отдыхали в клубе «Рязсельмаш», туда ворвалась группа киллеров. Сам Айрапетов чудом спасся, благодаря своей осторожности и быстрой реакции – он успел спрятаться за колонну, как только увидел, что злоумышленники забирают оружие. Остальной группе повезло меньше — восемь человек были убиты и девять ранены в результате расстрела.
Прибывшие сотрудники милиции дали показания от Айрапетова, который на все согласился и поднял автомат – его уронил один из нападавших, раненный ответным огнем. К тому времени Слоновская банда уже около трех лет действовала на рязанской криминальной арене, и только сейчас оперативники с удивлением узнали о существовании этой банды. После инцидента «Витя Рязанский» перебрался в Москву, а «Слон» и «Макс» восприняли этот полет как личную победу. «Слоновские» выжали детали из уцелевших «Айрапетовских». Тем временем сам Айрапетов готовил реванш — в марте 1994 года Николай Максимов был расстрелян.
Во время похорон убитого главаря слоновской банды Айрапец планировал расправиться с остальной верхушкой банды. Он намеревался взорвать церковь и закрыть глаза на жертвы среди невинных. Однако его киллер не привёз на место дело с бомбой — устройство сработало от ключа сигнализации одной из припаркованных машин. Мужчину с чемоданом разорвало на части. Через три месяца Ермолов ответил убийством брата Айрапета Сергея. Он ожидал, что Виктор приедет из Москвы на похороны, но, зная, что его ждет, не стал рисковать. В ответ его люди застрелили Александра Милидина, ближайшего соратника «Слона».
«Витя Рязанский» снова попытался подавить Ермолова, взорвав ресторан, куда он должен был прибыть на встречу. Лидер Слоновских изменил место встречи и избежал ответных действий. Следующий ход был за ним, и в ноябре 1995 года Айрапетова в Москве похитили неизвестные. Считается, что это были убийцы Ермолова. Позднее тело его врага было найдено сильно изуродованным. Так закончился этот конфликт между двумя крупными рязанскими бандами.
Помимо «Айрапетов», рязанским «слонам» пытались противостоять и другие группировки. Дмитрий Кочетков попытался создать свою банду, пригласив в город чеченцев. Они начали толкать «слонов», но получили немедленный отпор. Кочеткова расстреляли прямо во дворе своего дома. После убийств и некоторые его чеченские коллеги предпочли покинуть город. Александр Архипов со своей группой также пытался перейти дорогу банде Ермолова и был убит. Его людей возглавил Александр Осокин, он наоборот попытался избежать конфликта со «слониками» и отступил.
Закат Слоновская ОПГ
Началом конца группы стало громкое убийство директора местного мясокомбината Василия Панарина. Несмотря на то, что его убила конкурирующая группировка, это стало последней каплей для местных предпринимателей. От безысходности они вызвали в качестве свидетеля представителя Президента РФ и обратились напрямую к губернатору с просьбой избавить их от беззакония бандитов. После этого сменилась верхушка Рязанского ГУВД, и новое руководство занялось развитием Слоновской ОПГ.
В ходе сбора материалов для уголовного дела оперативники обнаружили следы деятельности Слоновской ОПГ и в Тольятти, где помогали дружной группе вернуть «АвтоВАЗ». Когда они отдыхают на чужой территории, им многое досталось в наследство. Некоторые показания они получили и в родной Рязани, хотя местные купцы боялись «слоновских» и не хотели свидетельствовать против них. Осенью 1996 года, когда было собрано достаточно улик, начались аресты и суды над членами Слоновской ОПГ.
К концу следствия, в начале 2000 года, было осуждено более двадцати членов банды. Однако из-за особенностей судебной системы их судили по старому кодексу, и все они получили небольшие сроки. Кроме того, не удалось доказать причастность обвиняемых ко всем приписываемым им убийствам. Максимальный срок — пятнадцать лет лишения свободы — получил убийца банды Леонид Степахов («Пузырь»). Лидер ермоловской банды сбежал в Европу, где и живет до сих пор. Даже некоторые из самых жестоких убийц этой ОПГ избежали наказания.
Так и закончилась история одной из самых кровавых банд Рязани 90-х годов.