Святая Теодора(Феодора) — драгоценный духовный цветок и Христова невеста, которую воспитала благословенная земля Молдовы — родилась около 1650 года в Нямецких краях, богатых лесами.
Это было в последней части царствования Василе Лупу, гордого воеводы, который чувствовал себя покровителем Православия во всем мире и жертвовал богатые дары храмам и обителям от Святой Горы до Царьграда. Деревня Ванэтори, где родилась святая, сохранилась до наших дней. Ее отец был боярином в чине писаря и оружейника города Нямц. У Теодоры была только одна сестра, Магица, которая в детстве перешла ко Господу, и эта боль глубоко ранила сердце будущей святой.
Может быть, поэтому девочка отвернулась от мира, когда была маленькой. Чудесная земля Нямц всегда стояла на краю Царства Божьего. Со времен Стефана Великого ее леса шумели от множества отшельников, и часть этой безумной тоски, тоски по покою и молитве будет жечь сердце Теодоры и уносить ее мыслью к монашеской жизни. Однако родители не хотели знать о любви девушки к святым и пустыне. Состоятельные бояре, у которых осталась только единственная дочь, желали, чтобы она была их опорой в старости, поэтому решили выдать замуж за верующего юношу из Измаила. Теодора смиренно покорилась воле родителей и уехала вслед за мужем, но новая судьба не оправдала душевных ожиданий. Может быть, поэтому Господь не благословил этот брак детьми. Прошли годы, любовь будущей святой ко Христу неуклонно росла, поэтому в 30 лет она смогла уговорить мужа стать на путь монашества. Он поступил в скит Пояна Мэрулуй, где принял постриг с именем Элефтери, а она в монастырь Вэрзарешть во Вранче, недалеко от Фокшан. Эти двое никогда больше не увидят друг друга, но навсегда останутся связанными неугасимой любовью души. Вот как Богу угодно было наставить обоих на путь святости и спасения.
Через несколько лет турки разграбили и сожгли монастырь Вэрзарешть. Теодора и другие насельницы спаслись в последний момент, укрывшись в горах, и теперь жили в скромных хижинах рядом с лесными зверями и небесными птицами, претерпевая многие искушения от бесов, голод, холод и всякие испытания.
Там, в глубине гор Вранча, где она провела 10 лет, святая научилась искусству отшельнической жизни, сумела погрузиться в глубину любви Божией, и там же зажглось в сердце редкое даже среди монахов стремление быть только со Христом. Когда умерла игуменья Паисия, Теодора поняла, что время пришло. В ее жизни открылся новый путь. По Божественному откровению она покинула горы Вранча и направилась на родину, в Нямц. Женщина знала, что там найдет закаленных отшельников, которые всю жизнь скитаются по лесам.
Теодора слышала о них с детства, когда зимой у печки бабушка рассказывала ей шепотом о духовных подвигах святых, которые живут в окрестных горах, о чудесах, совершаемых ими, об их суровой и прекрасной жизни. Для всякого жителя земли Нямц отшельник — человек Божий, ближайшая к небу земная душа, которая ходатайствует за всех грешных людей перед Святой Троицей.
Теодора совершила первое путешествие в монастырь Нямц, где находится чудотворная икона Богородицы.
После поклонения древней святыне настоятель Лавры отправил ее в Сихастрию — небольшой скит, игумен которого, иеромонах Варсануфий, окормлял отшельников в окрестностях. По его благословению блаженную Теодору вверили священнику Павлу, который отвел ее в пустыню близ Сихлы.
Иди отшельницей в леса Сихлы на год — сказал он. Если сможешь вынести испытания и искушения пустыни, ты останешься там до конца жизни. Если не сможешь — уходи в монастырь.
Так прибыла блаженная Теодора в горы Сихлы, и милостивый отшельник предложил ей свою келью, которая находилась недалеко от скита.
Там, вдали от мира, святая много лет мужественно трудилась в постах и молитвах, в слезах и поклонах. Только отец Павел время от времени навещал ее, исповедовал, укреплял, причащал Святых Христовых Тайн и давал необходимые вещи. Через некоторое время он скончался, а благочестивая Теодора осталась совсем одна, так как никто не знал этого места. К концу жизни, когда она обрела дар Святого Духа через усердный пост и молитву, святая удалилась в пещеру.
Монашеские одежды Теодоры разорвались и ее покрывала только благодать, которая согревала в зимнюю стужу и охлаждала в летнюю жару.
В пищу она добывала либо немного лесных плодов — орехов и ягод, либо питалась разновидностью плюща, который и по сей день растет на скалах Сихлы и называется сладкой травой или щавелем святой Теодоры. Воду святая пила из углубления близлежащей скалы, которую называют Фонтаном святой Теодоры.
В этой школе безмолвия и подвига преподобная стяжала дар пламенной молитвы, дар слез, терпения и неизреченной любви к Богу, и тело ее во время молитвы поднималось от земли как у святой Марии Египетской. Теперь она уже не страдала ни от холода, ни от голода, и бесы не могли одолеть ее, ибо святая стяжала дар чудотворения и была подобна алмазу, который сияет в горах Сихлы.
Тропа птиц
Забытая людьми, благочестивая Теодора оставалась неизвестной миру почти до конца земной жизни, пока ее не нашли два монаха из Сихастрийского скита. Время от времени птицы небесные по воле Божией приносили в клювах крошки хлеба для святой из трапезной монастыря. Они словно мчались по невидимой линии — прилетали, забирали крошки и быстро возвращались в гору. Игумен Сихастрии понял, что у птиц есть тайная работа, что их путь целеустремлен и определен Богом, поэтому приказал двум монахам следовать за ними.
Братья, вы видите, что эти птицы не едят хлеба, а берут кусок в клюв и летят с ним туда, в сторону пустыни Сихла. Мне кажется, что там должна быть какая-то Божия душа, которой они носят пищу.
Руководствуясь любопытством, монахи последовали за птицами и достигли пещеры благочестивой святой. Они не знали, что на самом деле прибыли туда по молитвам Теодоры, которая желала принять Святые Христовы Тайны перед уходом в мир иной. Войдя в пещеру, монахи увидели святую с воздетыми в молитве руками и озаренную огненным светом. Хотя благочестивая Теодора никогда не встречалась с ними, она назвала их по именам и попросила принести какую-нибудь одежду, чтобы прикрыть тело, и прислать священника для исповеди и причастия. Утром иноки привели в пещеру иеромонаха Антония и иеродиакона Лаврентия со Святыми Тайнами. Во время исповеди святая Теодора открыла свою жизнь, свои труды и искушения, прочитала Символ Веры, поклонилась, приобщилась Божественных Таин и, благодаря Бога за все, предала свой дух в Его руки. Сихастрийские монахи похоронили преподобную в той самой пещере, где она умерла.
Весть о подвижнической жизни святой Теодоры, которая прожила в неизвестности тридцать лет и которую обрели великим чудом, быстро разнеслась по всей Молдове и за ее пределами. К благодатной пещере стали стекаться паломники ибо тело блаженной, прославленное нетлением, было источником благоухания и творило чудеса. Узнал о Теодоре и ее муж, монах Элефтери, который никогда не забывал супругу, и в конце концов Господь вновь переплел их жизни. Он оставил монастырь и занял келью возле пещеры, чтобы быть как можно ближе к той, которая была его женой и духовным наставником.
Отец Элефтери прожил в пустыне еще десять лет. После того, как он перешел ко Господу, его похоронили рядом, на лугу, где было кладбище для отшельников. Боярский род Кантакузино построил над его могилой небольшую церковь, вокруг которой возвели Сихлинскую пустынь.
Мощи святой Теодоры
Паломники, которые сегодня поднимаются в скит Сихла и совершают поклонение в пещере, естественно, ищут мощи святой Теодоры. Однако их больше нет в стране и эта история окутана тайной. Почти столетие они находились в пещере, на том самом месте, где умерла святая.
Мощи были нетленными, благоухающими, как небесный сад, и чудотворными. Предание гласит, что и вода, собранная в углублении скалы, где пила святая, была целебной. В 1830 году, когда семья молдавского правителя Михаила Стурзы обновила Сихлинскую пустынь, мощи святой Теодоры поместили в драгоценный ларец и передали в храм пустыни для поклонения. Затем, построив новую церковь в своем имении в деревне Миклаушень в Яссах, воевода перенес их туда, и многие люди приходили на поклонение, получая помощь благочестивой чудотворицы. Нам, вероятно, никогда не узнать, что на самом деле произошло, но в 1856 году семья Стурза договорилась с настоятелем Печерского монастыря в Киеве о передаче святых мощей в обмен на дорогие священнические и архиерейские облачения — по крайней мере, такова изящная формулировка Румынской Православной Церкви. Так мощи святой Теодоры были отчуждены от ее родины и хранятся в катакомбах Печерской Лавры, помещенные в ценный реликварий, на котором написано: Святая Теодора Карпатская. Никаких фотографий, ни информации о почитании святой нет. Патриарх Даниил, будучи Митрополитом Молдовы и Буковины, предпринимал шаги, чтобы возвратить святые мощи в страну, но безрезультатно. И все же святая Теодора оставила румынской земле великое наследие, которого никто не может отнять — это та самая пещера, где она подвизалась и скалы, освященные ее молитвой.
В 1992 году Румынская Православная Церковь канонизировала преподобную Теодору с днем празднования 7 августа.