Эта наследница брачного чертога Христова родилась в великом граде Тырново в начале 13 века в семье крестьян христианской веры и болгарского происхождения. При крещении она получила имя Филофтея, что в переводе означает "любящая Бога", и докажет это делом своей короткой земной жизни. Мать ее, родив сей плодоносный столп небесный, недолго прожила в этой временной жизни, лишь до тех пор, пока не научила любимую дочь творить добрые дела. Она запечатлела глубоко в сердце и душе ребенка понятия о девстве и милостыне, о вечности Царства Небесного, о суетности и тленности жизни преходящей.
Ничто из мирских, сладостных и обманчивых вещей не прилипло к сердцу осиротевшей девочки. Не предавалась она ни играм и песням со сверстниками, ни воспылала любовью к дорогой одежде и украшению волос. С раннего возраста юная дева начала идти евангельским путем, узким и тернистым. Филофтея успокаивала постом юношеские страсти, часто ходила в церковь и слушала внимательно Священное Писание. Орошая себя читавшимися там поучениями, а затем вкладывая их в сердце, однажды услышала одну из заповедей блаженства:
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".
Это слово глубоко вошло в ее душу. Девочка приняла его с такой верой, как будто оно прозвучало из уст Господа:
"Филофтея, если ты помилуешь ближнего своего, то и Я помилую тебя. Если ты дашь ему благо земное, то Я дам тебе благо небесное. Если ты напитаешь голодного телесной пищей, то Я накормлю тебя духовной пищей. Если ты облечешь нагого в тленную и временную одежду, то Я облеку тебя небесной и вечной славой".
По примеру покойной матери юная дева стала заниматься делами милосердия зная, что Спаситель Иисус Христос не только делает щедрых счастливыми, но и со страждущими становится единым целым. Поместив эту заповедь в сердце, добрая Филофтея жила уже не для себя, а для любящего Бога. Ее одежда согревала тела бедняков, а ее еды было достаточно для голодных. Все это она делала с большой радостью и тайно, ибо боялась славы людской:
"Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" ( от Матфея 6:2-4).
После смерти жены отец через некоторое время привел в дом вторую супругу, чуждую христианской жизни, безжалостную и полную зависти. Вот почему она до смерти возненавидела счастливое дитя, хоть Филофтея во всем помогала по хозяйству. Походы юной девы в церковь казались мачехе пустой тратой времени, а посты и молитвы раздражали. С непримиримой ненавистью она издевалась над сиротой, била, мучила непосильными трудами, и искала каждого удобного повода, чтобы разжечь ненависть отца к единственной дочери. Отец блаженной девочки тоже имел христианскую веру, но мирские заботы и суета жизни заглушили евангельские увещевания, которые зачахли, не успев принести плода. Поэтому он считал добрые дела и милостыню дочери вредными, гневался, часто ссорился и даже бил ее, вместо того чтобы вспомнить слова псалмопевца Давида, который говорит:
"Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится". (Пс. 111:5)
Филофтея оставалась крепкой в вере несмотря на обиды, побои, упреки, оскорбления и тяжелую работу. Блаженная все это переносила со смиренным духом, с величием души и с усердием, благодарила Бога, что удостоилась потерпеть это за Его любовь и святые заповеди.
Среди многих послушаний, которые мачеха дала Филофтее, было и то, что девочка приносила в поле еду для отца. По пути ей встречались бедняки, и зная ее доброе сердце, просили милостыню. Блаженная, не имея ничего другого, чтобы дать им, делилась с нищими пищей, которую несла отцу. Через несколько дней крестьянин упрекнул жену:
"Почему ты не присылаешь мне достаточно еды?"
А женщина ответила, обвинив падчерицу:
"Я всегда присылала тебе достаточно еды. Но знаю ли я, что твоя дочь с ней делает? Может быть, по своему обычаю, раздает беднякам".
Услышав это, мужчина решил проследить за Филофтеей. Он увидел, что дочь делится едой, которая предназначалась для него, и дьявол вложил в сердце отца злую и убийственную мысль. Вместо того чтобы радоваться и благодарить Бога за то, что он заслужил быть отцом такой девы, следовать добрым делам дочери, премудрой и просветленной от Бога, дабы вместе с нею наследовать Царствие Небесное, ослепленный гневом и яростью, мужчина выхватил из-за пояса топор и бросил в девочку. Юная Филофтея была серьезно ранена в ногу и тут же доверила святую и чистую душу в руки Христа в возрасте всего 12 лет. Ибо видел Господь, что она велика сердцем, храбра умом, сильна в вере в Него, в терпении искушений и бед. Девочка имела непобедимую волю к деланию добрых дел, в которых достигла совершенства. Потому и спасал Христос Свою невесту через этот скоропалительный и легкий конец, перевел от земной, временной и полной забот жизни к вечному покою и непрестанной радости.
Ее святое тело, оставшееся на земле и истекающее кровью из отрубленной ноги, сияло небесной славой, так что светилось и место вокруг. Недостойного отца охватил страх и ужас. Он стал убийцей единственной дочери.
Мужчина побежал в город, пришел к архиепископу и старейшинам, рассказал то, что случилось, и как святое тело юной Филофтеи лежит на земле, и как прославляется Богом. Архиепископ со всеми архиереями, клиром и старейшинами града, и множеством народа, услышав это дивное дело, поспешил прийти со светильниками, кадилами и молитвами. Они увидели святое тело блаженной мученицы, которое сияло божественным светом, и дивились. Потом воспели Бога, Который прославляет Своих рабов, исполняющих Его святые заповеди и волю. После долгих молитв и песнопений хотели поднять святое тело и отнести в город, но никак не могли сдвинуть с места. Бог, который прославил рабу Свою даром чудес, сделал молодое и девственное тело тяжелым, как скала, и никто не мог поднять ее. Тогда, еще более испугавшись и изумившись, с еще большим усердием и благочестием стали священники молить Бога и святую Филофтею, чтобы она согласилась пойти с ними, но ничего не могли сделать. Понимая, что не было желания святой девы идти с ними в город, который был ее родиной, архиереи стали молиться и говорить:
"О святая Филофтея! Если в стране, где ты родилась и выросла, где угодила Богу и освятила себя ты не получаешь покоя, покажи нам, куда ты готова удалиться? Поезжай в Константинополь, к святой Параскеве, в Софию или в монастырь в горах".
Тело девы оставалось тяжелым и неподъемным. Потом стали называть места за Дунаем. Упомянули Бухарест, Крайову и другие известные города, упомянули монастыри в горах. Юная Филофтея не хотела слышать этих молитв, пока мимоходом и без надежды не упомянули о княжеской церкви в Куртя-де-Арджеш. И как только деве упомянули об этой святой церкви, то тотчас почувствовали, как тяжесть юного тела сменилась облегчением.
Священнослужители наконец подняли святую и перенесли в большой храм в Тырново, и объявили владыке Валахии Раду Негру, что святая мученица Филофтея хочет отправиться в Румынскую землю. Услышав об этом, воевода Раду немедленно отправился с духовенством, боярами и толпой народа на Дунай, чтобы принять это святое благоухание и перенести в царскую церковь Куртя-де-Арджеш.
Святыню поместили в серебряный позолоченный ларец и она провела сотни лет в прекрасном королевском соборе в Куртя-де-Арджеш, совершая бесчисленные чудеса и исцеления. В 1949 году мощи юной мученицы перенесли в часовню, где их можно увидеть и сегодня.
Во время реставрации саркофага святой в 2004 году, работники Государственного монетного двора были потрясены, обнаружив проклятие, написанное на полотне, которым обернуты святые реликвии. В 1791 году митрополит Косма наложил смертельную анафему на всякого, кто попытается разделять тело святой. Иерарх повелел оставить видимой только правую руку юной Филофтеи, чтобы к ней могли прикасаться верующие.
Добровольно оставив болгарский народ, юная мученица Филофтея стал молитвенницей и защитницей Румынской Православной Церкви перед престолом Пресвятой Троицы. Почитание святой Филофтеи изначально было местным. На заседании 28 февраля 1950 года Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение распространить почитание на всю страну. Святая мученица Филофтея празднуется 7 декабря. Она является одной из самых молодых святых в православном календаре. Сегодня, как и прежде, верующие прибегают к святым мощам и получают утешение и облегчение от телесных и душевных страданий по благодати Святого Духа.
Ее знают как покровительницу детей и молодежи, особенно девушек, которым юная мученица помогает выйти замуж и вести мирскую жизнь. Да защитит и укрепит святая Филофтея как детей, так и их родителей, и да будет примером для всех жертва замученной девочки в эти смутные времена. Любовь святой мученицы Филофтеи заразительна, она воспламеняет стремлением к святости и Богу. Верующие прикасаются к драгоценной реликвии и незримо что-то в них меняется к лучшему. Люди очищают себя от всего дурного, чтобы впустить в души добро и красоту Божию.
Юная Филофтея ждет верующих в часовне монастыря Куртя-де-Арджеш, чтобы с благоговением и верой ходатайствовать перед благодатным Господом о молитвах всех, кто переступает порог святой обители.