Найти тему

Почему сиквелы всегда хуже оригинала?

Оглавление

Автор Анна Макарова

Сиквелы, приквелы, ремейки… Иногда кажется, что весь современный кинематограф только на них и стоит. В наступившем году нас, как обычно, ждет настоящая лавина продолжений: от «Дюны 2» до «Индианы Джонса 5».

На новогодних каникулах выбирать тоже приходилось между «Елками 9» и «Иваном Царевичем и Серым волком 5». А еще многие зрители успели разочароваться в долгожданной второй части «Аватара». В чем же проблемы сиквелов и ремейков? И почему, несмотря ни на что, они остаются так популярны?

Им нет числа…

Бесконечные сиквелы и ремейки — одна из особенностей нынешней «эпохи блокбастеров». Ее точкой отсчета принято считать 1975 г., когда Стивен Спилберг выпустил феноменально успешные «Челюсти». Продолжения фильма будут выходить вплоть до 1987 г.

Такая стратегия быстро захватила Голливуд. Если в 1981 г. только 2 из 10 самых прибыльных в США фильмов были сиквелами, то в 2001 г. их количество увеличилось до 5, а к 2011 г. оно достигло 8.

-2

Среди 10 самых успешных фильмов 2022 г. нет ни одного полностью оригинального.

Они либо связаны с популярными вселенными (Marvel, DC, «Аватар», «Гарри Поттер» и др.), либо отсылают к культовым фильмам прошлых десятилетий («Топ Ган: Мэверик»), либо осваивают миры популярных видеоигр («Анчартед: На картах не значится»).

После премьеры второй части «Аватара» интернет заполонили критические отзывы, но кассовые сборы говорят сам за себя: сиквел Джеймса Кэмерона заработал 1 млрд долларов за 2 недели. Так что следующие части — вопрос решенный.

Как кинокритики отличают хорошее кино от плохого? Прежде всего, у них есть много примеров, что же такое «хорошее кино». Вы тоже можете о них узнать! На курсе «Гид по легендарным режиссерам».

Делать деньги

Кинобизнес — один из самых рискованных в мире. Вывести формулу успешного фильма невозможно: даже если снять что-то похожее на самые популярные сейчас фильмы, никто не может гарантировать успех.

-3

Большие студии и их продюсеры не особо любят рисковать. Но парадокс заключается в том, что каждый из фильмов, запустивших многомиллиардные франшизы, в свое время был связан с колоссальным риском.

«Звездные войны», «Пираты Карибского моря», киновселенная Marvel… Все они создавались вопреки, зато в итоге буквально озолотили свои студии.

Ну а потом закономерно «встали на поток», обрастая сиквелами, приквелами, спин-оффами и ремейками.

Эксплуатация знакомого сеттинга и полюбившихся зрителям героев значительно снижает риск остаться без зрителей. До какого-то момента публика рада встречаться со знакомыми персонажами.

Но с каждой серией сюжет становится все более вымученным, а харизматичные герои будто бы выцветают и теряют прежнее обаяние.

«Горшочек, не вари!»

Вспомните неповторимого капитана Джека Воробья из «Черной жемчужины» и сравните с ним же из 5 части. Его арка очевидно пришла к финалу еще в оригинальном фильме: персонаж получил желаемую свободу и отправился бороздить моря.

-4
В следующих двух картинах история героя совершила крюк и вернулась к той же точке: в финале фильме «На краю света» Джек снова свободен и готов к приключениям.

Но спустя еще несколько лет персонажа снова, уже в третий раз, начинают развивать из точки, в которой все конфликты решены. Воробей почти механически противостоит очередному врагу, выдает залп набивших оскомину шуток и снова приходит к своему классическому финалу, после которого героя хочется наконец-то навсегда проводить за горизонт. Но за горизонтом 6 часть франшизы, и к ее анонсу скептически отнеслись даже самые преданные фанаты.

Развитие героев и центрального конфликта — постоянная проблема сиквелов. О чем снимать столько продолжений? Бесконечные истории о детях главных героев кажутся почти моветоном, но, судя по второй части «Аватара», даже этот бесхитростный метод все еще работает.

То же самое, но по-другому

Ремейки — это формат зрительского, «аттракционного» кинематографа, хотя бывают и исключения (например, в 2007 г. Михаэль Ханеке покадрово переснял свои «Забавные игры»).

Поэтому ремейк — это как поездка в парк аттракционов, в котором вы уже были. В нем все еще может быть интересно, но ничего нового для себя вы уже не откроете.
-5

Главный поставщик ремейков сегодня — компания Disney, выяснившая, что на ностальгии поколения 90-х можно сделать огромные деньги. Поэтому вместого того, чтобы создавать мультфильмы, которые стали бы новой классикой, студия переснимает «Мулан» и «Русалочку».

Ремейки выгодны для бизнеса, но часто вредны для искусства. Сейчас некоторые студии, кажется, стали слишком ими одержимы. Впрочем, обычно история кино корректирует себя сама. Один период сменяется другим: так, перед нынешней «эпохой блокбастеров» была эпоха Нового Голливуда, когда зрители до дыр засматривали авторское кино. Возможно, скоро маятник снова качнется в обратную сторону.

Впрочем, это целиком зависит от того, за что сам зритель будет «голосовать рублем». И пока «Аватар 2» собирает миллиард за 14 дней, сиквелы точно не уступят позиций.

💬 А как вы относитесь к сиквелам и ремейкам? Хотели бы видеть больше полностью оригинальных картин?

Финчер, Хичкок, Линч… Кажется, чтобы они ни снимали, все становится шедевром. В чем секрет? Узнайте на курсе «Гид по легендарным режиссерам». А заодно пополните список «Что посмотреть на выходные». Купите курс за 999 рублей и получите доступ навсегда. Или смотрите этот и 250+ других курсов по подписке от 199 рублей в месяц.