Раньше всё это было отдано на "откуп" западным компаниям. Ибо таковы были "правила игры" на существовавшем глобальном рынке. Сейчас же многое поменялось.
Как пишет американская пресса, со ссылкой на данные аналитической компании Kpler, доходы России от экспорта энергоносителей, возможно, не пострадали от западных санкций так сильно, как предполагают некоторые предварительные оценки.
Как сказал аналитик компании Kpler Виктор Катона, это потому, что Москва фактически зарабатывает гораздо больше от своей торговли нефтью, чем просто на самой нефте с поставкой на условиях FOB [означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар размещен на борту судна нанятого покупателем в указанном порту отгрузки].
Все дело в том, как Россия продает свою нефть азиатским покупателям, таким как Индия и Китай: она взимает с нефтетрейдеров дополнительную плату за услуги, такие как доставка и страхование, а не только получая плату за свою нефть.
По словам Катона, некоторые первичные данные указывали на то, что российская нефть, после того, как Европа ввела на нее ценовой потолок и запретила морской импорт, стоила около 38 долларов за баррель — это меньше половины стоимости эталона Brent. Однако реальный доход Москвы от нефти может превышать 60 долларов за баррель, если принять во внимание прибыль от сопутствующих услуг, которые она оказывает.
По его словам:
«Опровержение номер один: никто на самом деле не знает цены на российскую нефть. Сочетание собственной страховки, собственного судоходства и, по сути, собственных торговых посредников, в конечном итоге [означает], что конечная [цена], которую российская компания получит от этой сделки, составит не 38 долларов, а 60-65 долларов, чего на самом деле никто не говорит».
Европейский союз ограничил цену на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель и запретил судам, перевозящим этот товар, пользоваться услугами западных судоходных и страховых компаний, если они не согласятся с ограничением стоимости. Этот шаг был направлен на сокращение доходов Москвы от энергоносителей при сохранении поставок ее нефти через мировые рынки.
По словам Катона, цена FOB около 38 долларов за баррель учитывает только стоимость погрузки нефтяных грузов в российском порту и не охватывает всю цепочку сделок между покупателями и продавцами. Что важней, так это стоимость нефти для конечного получателя: цена доставки в Индию составляет примерно 25 долларов:
«Индийцы ничем не занимаются. Они не занимаются судоходством, они не занимаются страхованием. И в основном русские занимаются обслуживанием этого груза».
По словам Катона, это в конечном счете подчеркивает несостоятельность ограничения цен в ЕС, поскольку оно влияет только на первую часть сделки с российской нефтью:
«Предельная цена как таковая и ее окончательная неудача в том, что она никогда не собиралась ограничивать цену для конечного потребителя, которую будут платить индийцы или китайцы. Она всегда фиксировала цену только в российском порту погрузки. По большей части происходит то, что треугольник Россия, Индия и Китай обходится без использования западной доставки и западного страхования».
И в итоге на этом начала зарабатывать Россия. Не сильно меньше с барреля, сколько от продажи собственно самой нефти.
А вот это восклицание западного аналитика "опровержение номер один: никто на самом деле не знает цены на российскую нефть." надо таки отлить в граните.