Найти тему
Журнал "Лучик"

Жадина!.. Второе дно детской литературы

Внимание! Цель этой заметки – не опорочить советскую власть, при которой всё было. Защищать советскую власть от "Лучика" не надо.

Так же, как и целью предыдущей заметки была не клевета на христианство. (Хотя, конечно, поклеватать стоило бы, а то нам пишут гневные комментарии "почему у вас много постов о религии".)

Видите ли, в чём дело... Этот канал большей частью состоит из статей для детского журнала "Лучик" и "обрезков", оставшихся от их приготовления. А дети – люди любопытные и любознательные: они к информации подходят с позиций "интересно – неинтересно". Злокозненных подтекстов не ищут, не умеют ещё.

У взрослых "там внутри" устроено иначе: они в первую очередь пытаются понять, за красных перед ними информация или за белых, за "Спартак" или за "Динамо". Со взрослой аудиторией мы работать не умеем. Поэтому пишем вот такие длинные предисловия.

И даже ещё более длинные... Ведь надо учесть, что современные дети живут в совсем другой культурной и информационной среде. Вместо фильмов о Войне у них – мультики про американских "супергероев". Вместо книжек, на которых росли мы, – планшеты и телефоны с "анимэ". Это не их вина. И даже не особо вина родителей. Мы бы сказали, что это в большей степени вина нашего государства, если бы не боялись, что на этот раз читатели заподозрят нас в "непатриотизме".

Вот почему то, что нам было ясно как дважды два, им нужно объяснять и рассказывать. Вот почему в наших головах возникают заметки вроде этой...

* * *

Друзья, на этой фотографии – самая популярная русская поэтесса. Попробуйте угадать, кто!

Нет, не Ахматова. И не Цветаева. И не Ахмадулина. Многие ли вспомнят наизусть хотя бы одно их стихотворение? А стихи этого человека помнит почти каждый. Это Агния Барто.

Простые и добрые стихи Барто (как правило, из цикла «Игрушки») остаются в нашей памяти на всю жизнь. И это действительно хорошие стихи. Мудрые. Иногда в них скрыто намного больше, чем кажется с первого раза.

Возьмём стихотворение «Я выросла»:

Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю!

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.

А Медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать –
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!

Кто-то скажет «жадная». Да нет, не жадная! Есть в этом стихотворении «второе дно». Ещё раз внимательно перечитайте список игрушек семилетней девочки. Набор деревянной посуды – обратите внимание, не фарфоровой, не пластмассовой, деревянной! Это раз. Хромой Заяц с оторванной лапой – два. Испачканный Медведь – три. Кукла, сломанный паровоз... И всё... Всё!

Что-то маловато игрушек у ребёнка! И зачем дарить сломанные игрушки брату – что, у него своих нет?

А разгадка проста: стихотворение было написано в далёком 1944 году, во время Великой Отечественной войны. Когда продукты выдавали по карточкам, когда по всей стране часто не хватало самого необходимого. Чтобы купить пару обуви или брюки – нужно было получить специальное разрешение, «ордер». Все заводы и фабрики работали для фронта, какие уж тут игрушки? Их никто вообще не производил.

-2

Посмотрите на картинку – это иллюстрация к повести М.Прилежаевой «Юность Маши Строговой». Всё тот же 1944 год. Посреди зимы шестиклассник Витя Шмелёв ходит в школу в летних коротких штанах с длинными чулками выше коленок, мёрзнет и терпит насмешки одноклассников – потому что «маме на работе на длинные брюки ордер никак не дают».

-3

Или в повести И.Ликстанова «Малышок» – четырнадцатилетний эвакуированный мальчик Сева Булкин зимой ходит на работу на завод в... летних сандалиях! А начальник цеха только вздыхает – «нету покамест ордеров на ботинки».

Мама и бабушка первоклассницы из стихотворения наверняка весь день на работе и в многочасовых очередях за хлебом – некому и некогда пришить Зайцу новую лапу или попробовать отстирать грязного несчастного Медведя... А старший брат и отец, если они живы, на фронте – потому что никто не может выточить и приделать сломанному паровозу новое колесо...

Подписаться на журнал "Лучик" можно по этой ссылке

"Лучик" продаётся на Wildberries

-5