Когда лучше – сейчас или при СССР? Споря на эту тему, мы обычно вспоминаем количество и качество колбасы, бесплатное образование, путёвки, квартиры... А о морально-психологических факторах забываем. А давайте вспомним? Я начну, а вы помогите...
И начну сразу с главного вопроса – "а за кого ты". Я не люблю, когда безоглядно идеализируют советскую жизнь – "фонтаны били голубые", но я за СССР. По очень простой причине – жизнь была лучше.
Не "жить было лучше" – а "жизнь лучше была".
В чём разница? "Лучше жить" – это когда тебе. А "жизнь лучше" – когда всем. Ну вот представьте семью. Муж бодр и сыт, на работе всё получается, любимая команда выигрывает... А детишки болеют, жена что-то всё время нервничает, и даже кот, извините, нассал под кресло. Так может, лучше – того? Пусть команда проиграет, пусть я не допью, не доем, и, главное, пусть лучше у меня болит, а не у детей?
Всякий нормальный, здоровый человек, конечно, именно это и выберет – мне похуже, а всем получше. В случае семьи. А в случае страны?..
К чему сводилась советская мораль? Я не буду сейчас искать в интернете "Моральный кодекс советского человека – строителя коммунизма", я по памяти – так, как всегда её себе представлял.
Сначала для всех – потом для себя.
Перефразируя Жана-Поля Сартра, "Ты – это другие". Ты не то, что сам про себя знаешь и думаешь, а то, что люди про тебя поймут, запомнят и скажут. Пусть они скажут не так, неправильно – вот это самое "неправильно" – это ты и есть.
Был у меня несколько лет назад случай. Маленькая дочка, годика четыре ей было, огорошила вопросом: "В чём смысл жизни?". Может, в мультике каком услышала, не знаю. Я думал секунды три...
...Всегда любил философствовать: в школе прочёл книжку Энгельса "Анти-Дюринг"(ну, как прочёл – полистал) и решил – буду философом! Однако вопрос о смысле жизни был для меня всю жизнь неразрешимым. И тут дочка спрашивает. Я уж думал – всё, пропал. Но слышу – рот как будто сам по себе, отдельно от меня отвечает: "В том, чтобы приносить пользу людям".
И откуда только выскочило – не знаю. Спасибо дочке! (Она потом несколько раз переспрашивала, проверяла, но я уж начеку был.) А выскочило, скорее всего, оттуда – из советских детства и юности.
Можете смеяться – я не обижусь. Я, наоборот, подарок вам сделаю. Подарю свою любимую фразу из всей мировой литературы. Самую красивую, самую главную. Она в моих ушах, как Бетховен звучит. Как Рахманинов. Как... (надо подумать).
"Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной".
Кто помнит, откуда? Финал рассказа "Чук и Гек".
Каждый по-своему бродит "глухими окольными тропами" (а это откуда?), это ничего, нормально, это даже так надо. Но когда вместе... Тогда расстилается светлый путь.
Сейчас... У Толстого, в "Войне и мире"... (Ох и толстый Толстой, не найду, чтобы процитировать дословно...)
В общем, когда во время сражения Ростов, оторвавшись от своих, натыкается на француза, и тот наводит на него пистолет, в голове проносятся мысли: "Убить? Убить меня, которого все так любят, который так любит жизнь?" Прекрасные мысли, философские и трусливые!
И тут же рядом – идут шеренги солдат со штыками наперевес. Картечь выкашивает людей, но оставшиеся молча смыкают строй – и идут. В строю труса нет. На миру и смерть красна. Когда не один – не страшно.
Ладно, вот поприземлённее пример, и без литературы. Случалось ли вам замечать, что действие, которое надо совершить ради своей выгоды – скажем, кого-то о чем-то просить, бывает совершить очень трудно (стыдно, лень, неохота), а если то же самое нужно сделать для другого – так откуда только силы берутся! И не стыдно ( а что такого, не для себя же) и не лень и совсем, оказывается, не трудно! Так это работает.
В общем, это были эмоции, а теперь "мысль". (Она будет не длинной.) Советская мораль наследовала с одной стороны русской народной общинной морали, а с другой – морали христианской. С одной стороны примат общественного над личным и "не пощади живота за други своя", а с другой – "человек человеку брат".
Мы были обязаны нетерпимо относиться к недостаткам и слабостям – но не к людям, одолеваемым этими недостатками и слабостями. (Их положено было "перевоспитывать" и "брать на поруки".) Что вполне по-христиански: бороться с грехом в человеке, но не с человеком во грехе.
Кто скажет "коммуняки церкви рушили, священников расстреливали", тому отвечу: потому так и было, что идея у них с Церковью была одна на двоих. Кто одолеет, тому и достанется. Всё, чему Церковь учила, коммунисты современным языком в новых понятиях переформулировали – и себе забрали. (Даже смирение! У Церкви – перед Богом, у них – перед Партией...) А уж коммунизм, который обязательно наступит потом – это ожидание Царствия Небесного, Второго Пришествия!
Церкви рушили – зато открывали избы-читальни, клубы, дома пионеров и библиотеки...
Советская идеология в проекте была и остаётся лучшей идеологией на Земле. Другое дело, что наместники идеи предпочли жирную синицу в руке, и люди эту их ложь чувствовали и понимали...
И последнее. Тот, кто сегодня "метит в коммунизм", попадает в Россию и в христианскую цивилизацию. Мы не "отдельная цивилизация", как это придумали спичрайтеры президента, мы – то, чем была Русь со времён старца Филофея – Ковчег Спасения, Третий Рим. Не игроцкий "Третий Рим" геостратегов и политологов, а последний рубеж христианской цивилизации.
Выстоит ли эта цивилизация или растворится в кислоте "новой нормальности", зависит от нас, а выстоим ли мы – зависит от каждого. Что для этого нужно делать, это каждый понимает и может по-своему. Но все вместе...
Продолжение:
В чём была ошибка советской идеологии?
Также об этом:
Как мы с моей почти взрослой дочерью смотрели фильм «Девчата», и что она сказала