В 2012 году знаменитый советский спортивный массажист и психолог Валерий Крылов дал интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам». В материале ниже - рассказы про российских шахматистов Анатолий Карпова и Владимира Крамника.
- Карпов, кажется, в советское время ездил на «мерседесе»?
- Да. Было правило: выиграл гроссмейстер зарубежный турнир - забирает себе 300 долларов. Остальные по грабительскому курсу сдает в спорткомитет. А вот на вещественные призы там не претендовали. Когда Карпов победил в Германии, обратился к организаторам: «Могу доплатить и вместо денег взять машину?» Ему пошли навстречу и вручили голубой «мерседес». Прибыл он на платформе на станцию «Рижская-Товарная», откуда после мучительных согласований мы с Толей его и забрали.
- О прижимистости Карпова легенды ходят…
- Слышал, что иногда он задерживал выплаты тренерам. Но со мной всегда рассчитывался аккуратно. Матч завершился - получи. Контрактов мы не заключали. Обычный джентльменский договор. Так же и с Крамником было.
- Сколько в общей сложности отработали с Карповым?
- Двадцать лет. Перерыв был в середине 80-х, когда на три года я уехал преподавать массаж в Алжир. С Карповым пробовал сотрудничать психолог Загайнов, который однажды помогал Артуру Юсупову. Но ни с тем, ни с другим результата не было. Юсупов мне позже жаловался: «От Загайнова сплошной негатив». После Алжира Карпов снова позвал меня. В 1998-м он победил Ананда в матче на первенство мира и закончил. А мне поступило предложение от Крамника.
- И в 2000 году в Лондоне он стал чемпионом мира.
- Вот, кстати, история. Каждый вечер мы с Крамником шли в гостиницу пешком вдоль Темзы. Володя вел в счете, до конца матча то ли две, то ли три партии. Стемнело, кругом ни души. Внезапно из скверика подходят пять человек. Хиппи, явно под кайфом. Задираются, хватают за рукав. Мы прижались спиной друг к другу и приготовились к драке. Говорю Крамнику: «Беги! Я их задержу». Он ни в какую. Наоборот, ощетинился. Я повторяю: «Давай, чего ждешь?! Подумай о матче! Это важнее!»
- Прислушался?
- С третьего раза. Как рванул - только его и видели. Один попытался кинуться вдогонку. Но я ногу выставил, он упал. Вскочил - и на меня с кулаками. А дальше началось странное.
- Что?
- Парень, до этого стоявший чуть в стороне, его удержал. Они о чем-то пошептались, развернулись и ушли.
- Действительно, странно.
- Если б хотели меня грабануть или просто отметелить, спокойно это сделали бы. Куда я против пятерых? Но осознав, что Володьку не догнать, ко мне сразу потеряли интерес. Отсюда вывод - им был нужен именно Крамник. В совпадения я не верю.
- Больше вдоль Темзы вы не гуляли?
- Почему же? Гуляли. Но в сопровождении охранника, которого нанял Володя.
- После Крамника с шахматистами работали?
- Нет. Да и не тянет. Нынче среди них полно «мягких игрушек». Нет запредельной мотивации, заряженности на победу. А без этого мне какой смысл впрягаться?