Человека с паровозом вполне можно назвать и человеком-паровозом: воодушевившись идеей развития железных дорог, он преодолел глухое сопротивление современников и стал настоящим локомотивом в путейской истории ряда стран. Инженер и предприниматель Франц Антон фон Герстнер (1793 – 1840) — строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России. #INJECT_1# Он родился в Чехии в семье профессора Франца Иосифа фон Герстнера. Окончил Пражский политехнический институт, затем стал профессором геометрии и землемерного искусства в Венском политехникуме. Изначально целью Франца было осуществление проекта строительства железной дороги для соединения реки Молдавы с Дунаем, который разработал его отец, тоже инженер и профессор. Отказавшись от профессуры, Франц Антон фон Герстнер путешествовал по другим странам для изучения железнодорожного дела. В 1834 году по приглашению Горного ведомства он прибыл в Россию для обозрения Уральских горных заводов, где задумал приступить к постройке железных дорог. Герстнер самостоятельно объехал множество поселений, разрабатывая план путей между двумя столицами, Москвой и Нижним Новгородом и Казанью. В 1835‑м он представил императору Николаю І бумагу, в которой объяснялись выгоды от строительства железных дорог в России. При этом предприниматель просил о предоставлении ему двадцатилетней привилегии на право сооружения путей сообщения. Он предложил построить железные дороги Петербург — Москва — Одесса (или Таганрог), Москва — Нижний Новгород и Москва — Коломна. Но специальная комиссия, назначенная императором, разрешила только создание опытного участка между Петербургом и Царским Селом с продолжением до Павловска. В 1836 году был подписан соответствующий указ императора, а уже в ноябре 1837‑го первый поезд отправился в путь по железной дороге. Всего через пару лет после ее официального открытия Франц Антон фон Герстнер уехал с семьей в Америку, где неожиданно умер, оставив после себя большое количество трудов. И первую в России железную дорогу, конечно. Памятник фон Герстнеру был открыт на Витебском вокзале 30 октября 2007 года (скульптор Салават Щербаков). Высота фигуры — 250 см. На лицевой стороне постамента надпись (накладными буквами): «Франц Антон фон Герстнер». Ниже бронзовая доска с надписью: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск. Открыта 30 октября 1837 г.». Мемориальная доска Герстнеру была установлена на здании Витебского вокзала в 1997 году к 160‑летию открытия Царскосельской железной дороги. Надпись на доске: «Францу Антону фон Герстнеру, автору проекта и строителю первой в России железной дороги — Царскосельской. Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года». Скульптура Герстнера включена также в состав памятника строителям железных дорог в России у Казанского вокзала в Москве.
Нелегкие пути «человека-паровоза». Кому посвящен памятник на Витебском вокзале
23 января 202323 янв 2023
48
2 мин