Найти тему

Теплые, уютные и родные картины народного художника Андрея Тутунова. Любуемся вместе.

Они - невероятно душевные. Простые, искренние и самые добрые картины, как будто глоток парного молока из ведра в деревне. Многие, рассматривая их, увидят себя среди героев картин, кто-то вспомнит деревенский отчий дом, родные лица, знакомые места. Возможно, эти картины напомнят нам о безграничной материнской любви.

Ветреный день. 1961 год. холст, масло, 100х200см, Центральный клуб МВД России.
Ветреный день. 1961 год. холст, масло, 100х200см, Центральный клуб МВД России.
Тетя Таня. Картон, масло.
Тетя Таня. Картон, масло.
Северный колодец. 1971 год, 50х63, холст, масло.
Северный колодец. 1971 год, 50х63, холст, масло.

Его картины редко встречаются нам, но один раз взглянув на них невозможно не остановиться и начинаешь рассматривать их. Этого покажется мало, хочется посмотреть еще картины, а они захватывают еще больше...

Сумерки. Мать и дитя. 1978 год. ДВП, масло, 51х72 см, Музей изобразительных искусств Кузбасса.
Сумерки. Мать и дитя. 1978 год. ДВП, масло, 51х72 см, Музей изобразительных искусств Кузбасса.

Каждая картина - маленькая история. Кажется, что мы заглядываем в свое прошлое, боясь потревожить героев этих полотен. Я боюсь испугать маму с ребенком, вглядывающихся в сумерки. Может быть на руках мамы - я?

Дождливый день. 1965 год, холст, масло, 72,5х95,5см, собственность семьи художника, Москва.
Дождливый день. 1965 год, холст, масло, 72,5х95,5см, собственность семьи художника, Москва.

Но здесь - точно я... Я не мог сразу залезть на подоконник, поэтому путь к окну был совсем не прост. Сначала нужно было взобраться на стул, затем - на стол, и, двигаясь ползком очень аккуратно, чтобы не уронить со стола книги, я достигал подоконника. И вот она - победа! Перед тобой за окном открывался целый мир, такой интересный, яркий, еще не открытый этим мальчишкой у запотевшего от дыхания стекла.... Жаль, что идет дождь - на улицу не пускают...

Этот образ ребенка, искренне удивляющийся всему и ждущий открытий, будет много раз повторяться в картинах художника...

Зима пришла. Холст, масло.
Зима пришла. Холст, масло.
Первый снег, 1950-е годы. 120×84, Волгоградский МИИ
Первый снег, 1950-е годы. 120×84, Волгоградский МИИ

Предлагаю познакомиться с биографией художника. Он родился в городе Москве. Вместе с братом, который впоследствии тоже станет художником, стал посещать художественную школу (сегодня - академический художественный лицей). Он занимался скульптурой, но затем основным направлением на всю жизнь станет живопись. Ему было 13 лет, когда началась война. Но он продолжил учиться в эвакуации - школа была эвакуирована в Башкирию, но вернулась в Москву в 1943 году. После войны он продолжил свое образование в Институте им. Сурикова.

Рыбак с сыном. 1964 год. Холст, масло. 109х170 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
Рыбак с сыном. 1964 год. Холст, масло. 109х170 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.
Летний день. 1956 год. холст, масло. 120х94см,Узловский художественно-краеведческий музей.
Летний день. 1956 год. холст, масло. 120х94см,Узловский художественно-краеведческий музей.
Утро в деревне. 1978, х.м. Галерея Арт Прима
Утро в деревне. 1978, х.м. Галерея Арт Прима

Черемуха расцвела. 1959 год. Холст, масло. 70х90 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Черемуха расцвела. 1959 год. Холст, масло. 70х90 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Утро. 1963 год. Холст, масло. 70х83 см. Музейное объединение "Художественная культура Русского Севера.
Утро. 1963 год. Холст, масло. 70х83 см. Музейное объединение "Художественная культура Русского Севера.
Новая лодка. 1964 год, холст, масло, 55х104 см, Новосибирский государственный художественный музей.
Новая лодка. 1964 год, холст, масло, 55х104 см, Новосибирский государственный художественный музей.

Посмотрите на эту девочку с отцом на велосипеде. Какая радость от этого события, гордость, она вся светится от счастья, а в глазах людей - легкая зависть...

"Велосипедист с дочкой в провинции" 1961 г
"Велосипедист с дочкой в провинции" 1961 г

Его картины всегда находии отклик в сердцах людей. Он участвовал во Всесоюзных и республиканских художественных выставках, его работы представляли СССР на выставках в Париже и Венеции. Он провел пять крупных персональных выставок, последня состоялась в Москве в 2013 году. Сегодня его работы можно увидет в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, художественных музеях бывшего СССР, Музее русского искусства в Миннеаполисе в США, в частных коллекциях по всему миру.

“На реке” 1969 год.,  34.9x55.9cm
“На реке” 1969 год., 34.9x55.9cm
Весенний дождь, 1957 год, холст, масло, 124х90 см, Пермскаягосударственная художественная галерея.
Весенний дождь, 1957 год, холст, масло, 124х90 см, Пермскаягосударственная художественная галерея.
Сельские танцы. 1957 год.
Сельские танцы. 1957 год.

Вы уже обратили внимание, какие крупные мазки использовал в живописи? Это столо технической особенностью его картин. Такого не встретишь на картинах в советском и российском искусстве. Особенно ярко это видно в работах начала двухтысячных годов.

Рыбацкая слобода, 1999год
Рыбацкая слобода, 1999год
"Терраса осенью" 2006, Холст, масло,  60х80см.
"Терраса осенью" 2006, Холст, масло, 60х80см.

С начала девяностых годов в жизни художника большое место стала занимать религия. Он даже был посвящён в сан дьякона. В творчестве последних лет художника преобладали религиозные мотивы. Он считал, что художник должен в своих произведениях не только познавать действительность, но и славить Творца во всём многообразии мира и природы, им сотворённых... ведь Природа - это алтарь Бога... Перед Вами одна из любимых картин художника:

«Тихая зима» Холст, масло, 50x80, 2002
«Тихая зима» Холст, масло, 50x80, 2002
Даниловский монастырь. Переславль, 1999 год.
Даниловский монастырь. Переславль, 1999 год.

Картины этого художника невероятно просты и поэтичны, при этом они дарят нам целую палитру душевных состояний. Некоторые из них невероятно домашние и теплые, какие-то - созерцательные и драматические, некоторые - провидческие, религиозные. Все они заставляют зрителя остановиться и задуматься, ведь каждый мотив Андрей Тутунов пропускал через свое сердце.

На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные статьи. До новых интересных встреч. Ваш Алекс.