С Зои Лионидас мы исследуем фигуру Жиля де Рэ, а получается, что называется "портрет на фоне". Ведь человек этот был так органично встроен в исторические реалии средневековой Франции, что по его биографии запросто историю изучать. Очередной выпуск. Прошлые серии здесь.
- Тратит деньги наш герой со страшной скоростью. Какие ещё большие статьи расходов у него были?
- Историки сходятся на том, что у Жиля де Рэ имелась собственная театральная труппа. Надо сказать, ничего удивительного в этом не было, театральное действо в те времена успело превратиться в повальное увлечение как знати, так и простого народа. Города за собственные средства нанимали для развлечения своих граждан шутов, дрессировщиков с медведями и собаками, и наконец, полноценные труппы, состоявшие из бродячих актеров.
Труппы эти зачастую специализировались на одном или нескольких направлениях тогдашнего театра (к слову, исторически восходившему еще античности). В частности, знаменитая в те времена труппа «Клирики Базуша», состоявшая, как несложно догадаться из членов младшего клира, специализировалась большей частью на «мистериях». Так назывались живые картины или полноценные пьесы, должные представлять публике сцены из земной жизни Христа, персонажей Ветхого и Нового завета, а также более поздних святых. Кстати говоря, на Руси этот жанр тоже был хорошо известен, подобные представления давались в самих церквах. К примеру, доброй славой пользовалось т.н. «Пещное действо» пропись которого благополучно сохранилась до нынешних времен. «Действо» было посвящено чуду троих отроков, которых нечестивые халдеи ввергают в «пещь огненную» за отказ поклониться золотому идолу.
- А как обустраивались эти представления?
- Мистерии зачастую требовали сложных декораций и реквизита. Для их исполнения на главной площади или на паперти местного собора сколачивались подмостки, создавались богатые декорации и костюмы, а за кулисами, невидимые для зрителей, стояли машины, известные еще в римскую эпоху. Эти машины были необходимы для вознесения святых и ангелов «на небеса» или спуска их на землю, а также множества простых трюков, известных современным иллюзионистам.
Мистериями репертуар «Клириков Базуша» отнюдь не исчерпывался – в нем нашли себе место также т.н. «моралите» - совершенно забытый ныне жанр, ставший предшественником театра классицизма. В моралите на сцене действовали воплощенные добродетели и пороки – как то Вера, Любовь, Жадность, Скупость и т.д. Кстати, отметим, что в тогдашних театрах не было места актрисам – все роли исполняли только мужчины, а в женских ролях появлялись мальчики и юноши.
Еще одна столь же прославленная труппа – «Дети Сан-Суси» (т.е. «Беззаботные дети») предпочитали мориски – еще один забытый жанр «экзотической драмы», в котором действие разворачивалось на сказочном Востоке, а героями выступали сарацинские короли, принцессы, а также христианские рыцари, могущие, к примеру, увезти чернокожую диву к себе на родину, чтобы затем окрестив свою избранницу, вступить с ней в брак. Доброй славой пользовались также комедии и фарсы, относившиеся к «низкому» жанру. Здесь на сцене появлялись хвастливые вояки, тупые чиновники, неверные жены и также изворотливые слуги, которые в зависимости от пьесы водили за нос, или наоборот, устраивали счастье для своих господ.
- Что касается нашего героя, то он что ставил?
- Получив достоинство светского каноника, он немедля пожелал с помпой отпраздновать это событие, отправившись в Орлеан, памятный ему со времен осады. Нам неизвестно, сам ли барон написал огромную – даже по тем временам пьесу, состоявшую из 50 тыс. александрийских стихов или заказал ее некоему наемному поэту, чье имя до нас не дошло. Помпезное произведение получило название «Мистерии Орлеанской осады», в ней Жиль со свойственным ему размахом вывел на сцену Господа Бога (да!), Деву Марию, ангелов и святых, и наконец – англичан, французов, и конечно же Деву Жанну. Действие продолжалось два дня напролет, с перерывами на обед и ужин, начинаясь в Англии, где Бедфорд и его присные задумывают план будущего наступления, и заканчивалось полным разгромом врага и выступлением армии на Реймс. Любопытно, что среди прочего, в пьесе содержится сцена, где Томас Солсбери (английский командующий, как мы помним, погибший под Орлеаном), и Уильям Гласдейл («Гласидас» французских хроник, один из самых заклятых врагов Жанны), переодевшись простыми лучниками, призывают к себе предсказателя судеб, желая узнать, сумеют ли они пережить осаду. Исследователи сходятся в том, что в этой сцене нашли себе место отголоски колдовских практик, которые уже вовсю разворачивались в замка Жиля. Но об этом позднее.
- Это же сколько денег надо на подготовку столь серьезных постановок.
- Как водится, Жиль не стеснялся в средствах. «Мистерия» требовала не мене полусотни актеров, и полутысячи статистов, их всех барон обучал и также снабжал костюмами и реквизитом за свой счет, причем требовал, чтобы эти самые костюмы шились заново после каждого представления. К слову сказать, тщеславный хозяин замка Тиффож среди прочих, вывел на сцену самого себя, и придирчиво следил за игрой актера.
Итак, 27 сентября 1434 года огромная свита барона явилась в Орлеан, заняв собой едва ли не все городские отели и постоялые дворы. Для самого себя Жиль определил самую дорогую гостиницу города под вывеской «С Золотым Крестом» (думаю, вас это не удивляет), его младший брат предпочел для себя несколько менее помпезный, и также более дешевый отель «Малый лосось», тогда как духовные лица, приближенные и слуги разместились в самых разных местах, престижность которых зависела от их положения. Короли и герцоги, въезжая в тот или иной город, обычно устраивали «торжественный въезд» - с толпой, бурно приветствующей их по обоим сторонам дороги, старейшинами и клиром, что встречали дорогого гостя или гостью за городскими воротами, и наконец – театральными представлениями, и дорогами, усыпанными цветами. Жиль был не того полета птица, чтобы рассчитывать на подобное, и посему, торжественный прием он решил устроить себе сам.
На главной площади, перед городским собором сколотили подмостки, приготовили все необходимое, и в течение без малого полутора лет, по праздникам и выходным к удовольствию местной публики так шла «Мистерия». Пьеса пользовалась огромным успехом, площадь постоянно была переполнена самым разношерстым народом – причем для публики почище ставили стулья и кресла, простой народ стоял или сидел прямо на земле. Конечно, ни о каких билетах не было и речи, Жиль был выше этого, и даже сам, от собственных щедрот угощал зрителей легкими закусками и гипокрасом – горячим вином с медом и пряностями (в какую копеечку подобное угощение могло вылиться, думаю, рассказывать не надо).
Особенно пышно и торжественно «Мистерия» была представлена 8 мая, в праздник освобождения города.
Надо сказать, что лишь однажды веселое времяпровождение барона де Рэ, во славу самому себе, несколько подпортил неугомонный кузен – Жорж де ла Тремойль, который появился в Орлеане, и стал настоятельно требовать, чтобы Жиль немедля отбыл в действующую армию.
- Нашел же время. Как Жиль поступил?
- Нехотя, барон в самом деле пустился в путь, но тут же нашел себе отговорку, что ему не хватает средств, и возвратился в Орлеан. Та же история повторилась зимой 1436 года, однако, на сей раз отставной фаворит, кажется, понял, что от барона добиться уже ничего не будет возможно, и их пути разошлись уже окончательно.
Результатом столь разорительного празднества во славу самому себе, стало то, что Жиль в конечном итоге в самом деле, остался без средств, и был вынужден занимать деньги у всех местных ростовщиков, заложив для того любимые книги, богатые облачения своего клира, и даже нескольких чистопородных коней.
Позднее, все это он еще сумеет выкупить, но тенденция раз начавшись, уже никуда не денется… и продолжению следовать.
И непременно читайте новую книгу Зои Лионидас «Кухня Средневековья. Что ели и пили во Франции».