Найти в Дзене
SOKOL Sharing

Самокат – современная история

Оглавление

Изобретателями современного скутера (от англ. to scoot – «бежать стремглав») стали сразу три человека:

  • Сигарт Штрак. Он изобрел конструкцию колес, которые поворачиваются под действием механических усилий самого райдера. За это нововведение он получил серебряную медаль на Международной выставке изобретений 1995 года;
  • Вим Оботер и Джино Цай. Вим Оботер перекупил у Сигарта Штрака патент на скутер и объединился с Джино Цаем, который занимался производством запчастей для велосипедов. В результате их плодотворного сотрудничества мир увидел самокат Kick Scooter Razor. Сам бренд Razor до сих пор остается одним из самых популярных во всем мире. Всего за 6 месяцев было продано около 5 миллионов скутеров.

В начале 2000-х уже начинается быстрое и разноплановое развитие скутеров – их разрабатывают для конкретных условий, покрытий, занятий, добавляют все новые и новые детали и функции, придумывают специализированные модели. Компания Razor, появившаяся вскоре после первой выпущенной модели, ушла в производство трюковых самокатов – сейчас они лидеры на этом рынке. Самокаты для кикскутеринга лишены системы складывания, имеют небольшие колеса диаметром не более 125 мм и преследуют только одну цель – не навредить владельцу-экстремалу.

Дог-скутеринг
Дог-скутеринг

Но большая часть самокатов – все же городские, на которых люди неспешно ездят на работу, прогуливаются, катаются по набережным. Главное в них – удобство и комфорт водителя, ни о каких ошеломляющих деталях тут речи не идет. Все, что нужно, – большие колеса диаметром от 150 до 250 мм, чтобы самокат прочно держался «на ногах» и при этом быстро ехал, амортизаторы и гибкая дека, чтобы смягчить удары о кочки и трещины на дорогах, механизм складывания, чтобы сложить самокат и забежать в автобус или на станцию метро. Разгоняться на городском самокате и тем более пытаться выполнить трюки лишено смысла – риск сломать не только транспорт, но и свою ногу очень велик.

В Конго самокаты Чукуду – это еще и большой помощник, а не просто развлечение
В Конго самокаты Чукуду – это еще и большой помощник, а не просто развлечение

Футбайки. Тут не знакомый с самокатами человек впадает в ступор, ведь перед ним же велосипед! Но это не так, хотя, конечно, футбайк имеет в своей конструкции навеянные велосипедом детали: вилка, тормоза, руль, большие колеса, но все же педалей и трансмиссии у него нет. На футбайке проще преодолевать большие расстояния, разгоняться по трассам, и поэтому они любимы самокатчиками-путешественниками. Все благодаря огромным колесам диаметром от 300 до 700 мм. Среди тех, кто ездит на футбайках, развиты спорт и соревнования на разных местностях, поэтому есть модели для шоссе, скоростного спуска, сельского ландшафта и так далее. Футбайки хороши тем, что они как конструктор – учитывая их схожесть с велосипедами, можно комбинировать разные запчасти и получить свой собственный футбайк, сделанный для конкретных нужд. В общем, любой футбайк – это самокат, но не любой самокат – это футбайк!

-4

Существует Международная федерация самокатного спорта (IKSA) с большим календарем ежемесячных соревнований.

Дерт-самокаты созданы для российских реалий – на них проехать можно по любому покрытию! Изначально они создавались как внедорожники в мире самокатов, а также для спусков по трамплинам и для небольших трюков начального уровня. У них прочная конструкция, широкие колеса и нет возможности складываться – но не стоит думать, что на дерт-самокате можно выполнить любые трюки. В целом, это более весомый родственник городских самокатов, не такой ранимый и нежный, но и подход к нему должен быть особенный, учитывая масштаб и вес конструкции.

-5

С появлением электромотора, после 2000-х, стали набирать популярность электрические самокаты, работающие на аккумуляторе. Они предполагают три режима передвижения: мускульный (многократное отталкивание ногой от земли), на электротяге и смешанный режим. На электросамокаты зачастую устанавливают сиденья, и такие модели уже больше похожи на мотоскутеры.

Зачастую энтузиасты создают «смешанные» виды, например, трюковой самокат, который может складываться, или городской самокат с большими колесами. Ежегодно на рынок выходят необычные модели: дрифт-самокаты, степперы, педальные или трехколесные. Сложно остановить поток мысли у инженеров и изобретателей, да и зачем! Главное, что самокаты уверенно развиваются по сей день – появляются соревнования и хобби, связанные с ними. Например, дог-скутеринг, или собакатство. Как несложно догадаться по названию, это вид ездового спорта, в котором человек встает на самокат, а собака тянет его за собой. Для такого занятия важны большие, устойчивые самокаты – обычно это футбайки. Минимальный диаметр переднего колеса должен быть 400 мм, а заднего – не менее 300.

Самокаты сегодня

Сегодня понятие «самокат» описывает целую категорию средств передвижения, в которую входят следующие их виды:

  • трюковые самокаты. Они предназначены для выполнения всевозможных трюков и прыжков. Среди отличительных черт таких самокатов следует отметить небольшой размер колес, отсутствие складного механизма для повышения прочности и более «дерзкий» дизайн;
  • городские самокаты. Такие средства передвижения предназначены для езды по городу. Они отличаются лучшей проходимостью за счет наличия больших колес и складной конструкцией для более простой транспортировки и хранения;
  • детские самокаты. От взрослых моделей они отличаются меньшими размерами, более простой и надежной конструкцией, а также ярким дизайном с дополнительными аксессуарами. Такие самокаты могут быть как двух-, так и трехколесными.

Отдельного внимания достойны самокаты с электромотором — их называют электросамокатами. Они подходят для городской езды, неспешных прогулок и даже поездок на средние дистанции, например в другой конец города или район.

Главное преимущество электросамокатов в том, что для езды вам не нужно прикладывать никаких усилий — достаточно держать равновесие и вовремя поворачивать.

Что будет дальше – можно лишь пытаться угадать. Возможно, привычные самокаты изменятся до неузнаваемости. Ведь наверняка Карл фон Дрез даже не догадывался, как модифицируют его машину для бега спустя всего 200 лет.

Детский самокат

Детские самокаты предназначены для использования детьми в играх и на прогулках. Они рассчитаны на ездока небольшого веса, имеют колёса малого диаметра, часто с литыми безвоздушными шинами, и примитивный тормоз, обычно в виде крыла заднего колеса, при нажиме ногой прижимающегося к шине колеса.

Самокаты для маленьких детей, ещё не умеющих держать равновесие при езде, имеют два расставленных колеса на передней оси и способны стоять вертикально в неподвижности.

Обычно детские самокаты окрашены в яркие цвета и покрыты картинками. Могут иметь звонок или клаксон и декоративную подсветку, в том числе внутри прозрачных шин колёс.

-6

Городской самокат

Основное назначение городского самоката — передвижение по городу. Диаметр колёса городских самокатов — от 150 до 270 миллиметров, что позволяет развивать довольно высокую скорость и преодолевать мелкие неровности дороги: трещины в асфальте, плитку и бордюры. Наличие амортизаторов, гибких дек или надувных колёс позволяет минимизировать вибрации при передвижении по разным типам дорожного покрытия. Небольшой вес и возможность складывания упрощает перемещение самоката в публичных пространствах и в общественном транспорте. Городские самокаты не предназначены для выполнения трюков.

Разновидностью городского самоката можно считать электросамокат.

-7

Самокаты для шеринга

Отличия этих самокатов от городских скрыто от глаз пользователей. Одни компании используют модифицированные электросамокаты известных брендов, другие – разрабатывают собственные модели, чтобы отличаться от конкурентов. Конструкция таких самокатов лишена узла сборки, они тяжелее и выносливее обычных самокатов. Диаметр колес, как правило, 10-12 дюймов. Самокаты для шеринга оснащены IOT модулем и мощным контроллером.

-8

Трюковой самокат

Трюковые самокаты предназначены для выполнения акробатических трюков, поэтому высокие требования предъявляются к их прочности. Трюковые самокаты не имеют системы складывания, имеют колёса диаметром не более 130 миллиметров, деку и руль фиксированных размеров.

-9

Дёрт-самокат

Такие самокаты предназначены для катания по грунтовым и гравийным дорожкам, спускам и дёрт-паркам с трамплинами, а также для выполнения трюков. Имеют широкиме пневматические шины, прочную конструкцию без складного механизма.

-10

Сноу-самокат

Сноу-самокат предназначен для катания по снегу, горнолыжным спускам и сноу-паркам, для чего имеет возможность установки коротких лыж вместо колёс. Самокат предназначен как для выполнения трюков, так и для спусков с заснеженных склонов.

-11

Велосамокат

Велосамокат — это самокат, в конструкции которого используются велосипедные компоненты. Он позволяет преодолевать большие расстояния, развивать и поддерживать высокую скорость, но усилий для активного катания требуется больше. Существуют велосамокаты для различных спортивных дисциплин — шоссе, скоростного спуска и ездового спорта, а также прогулочные модели.

-12

Кикборд

Кикборд (англ. kickboard) отличается от обычного самоката наличием двух расставленных колёс на передней или обоих осях и способом управления поворотом: поворот оси выполняется не рулём, а, подобно скейтборду, наклоном деки путём перемещения нагрузки от продольной оси деки к соответствующему краю либо с помощью поперечного наклона рулевой стойки. При этом руль кикборда может не иметь горизонтальной перекладины, и в этом случае он называется джойстиком.

-13

Приглашаем посетить наш сайт: https://www.sokol.bike/

Подписывайтесь на наши каналы:

Telegram: https://t.me/sokol_sharing

VK: https://vk.com/sokolbike