Найти тему
Алтапресс — news

"Театр ничему не учит". Известный критик рассказал барнаульцам, зачем на самом деле нужно смотреть спектакли

Оглавление

"Театр ничему не учит". Известный критик рассказал барнаульцам, зачем на самом деле нужно смотреть спектакли

Представление о спектакле как об обязательном жизненном уроке или средстве, которое должно «возвышать», твердо закрепилось в сознании еще советского зрителя. Создатель старейшего в России фестиваля «Реальный театр», куратор «На100ящего времени» и сотни других лабораторий, критик Олег Лоевский рассказал барнаульцам, какие настоящие задачи сегодня могут быть у сценического искусства.

    Олег Лоевский, критик. Театр драмы им. Шукшина.
Олег Лоевский, критик. Театр драмы им. Шукшина.

В этот раз Олег Лоевский посмотрел в Барнауле несколько спектаклей: «Космос», «Антигона», «Кое-что о том самом и не только», «Жар и холод, или Идея господина Дома» в Алтайском краевом театре драмы и поделился впечатлениями и мыслями с артистами. А со зрителями он поговорил о своем творческом пути и театральных смыслах.

Критик объяснил, почему каждый раз ужасается, когда его спрашивают: «Чему учит этот спектакль?».

«Очень важно понимать, что театр нас ничему не учит, — говорит он. — А чему вас нужно научить? Какая часть фразы „не убей“ непонятна человечеству? Вы все знаете. Но почему поступаете по-другому — вот с этим театр пытается разобраться. В школе не можем правила дорожного движения запомнить, а тут — учите жить».

По мнению Олега Лоевского, у театра есть две важные задачи. Первая — эмоционально ударить. Как говорит критик, люди не хотят испытывать сильных чувств, чтобы не страдать, ищут безопасных эмоций и впоследствии становятся менее эмпатичными.

-2

Алтайский театр драмы выступил на легендарной сцене театра Вахтангова

vk.com/altdrama

Олег Лоевский,
критик:

Миллион раз рассказывал случай: мама приятеля смотрела телевизор. В новостях говорят: «В Бангладеше разрушился мост, погибли 150 человек». Ну погибли. Она переключает канал, там сериал, где женщина говорит: «Мария, Хуан тебе изменяет» — и мама как закричит, как заплачет! «Как это возможно?».Театр может заставить испытывать «боль», напомнить: она созидательна и делает нас людьми — сострадающими и сочувствующими. А еще сцена моделирует те ситуации, с которыми пытаешься разобраться. Может и развлечь — в этом ничего плохого нет.

Вторая задача — напомнить, что жизнь очень сложна и в ней нет простых решений. В мире, где приходится существовать в системе выбора, нужно разбираться и не упрощать его, и особенно не недооценивать душевное устройство других людей.

Поэтому театр помогает анализировать реальность: понять время, в котором живем, и себя в нем.

«Мы все еще живем либо в прошлом, либо в будущем. Разбираемся, хороший ли царь Иван Грозный и будет ли через 20 лет все отлично. Какой Иван Грозный? А сегодня что с нами? — говорит Лоевский. — Кто не понимает реальность, тот не понимает своей жизни. А мы ее все время пытаемся превратить в какую-то сказку. Театр нас по-новому сталкивает с реальностью. А артист, пьесы, драматург, свет — средства, которые пытаются это время раскрыть».
Театры
0