В истории Моисея есть не только, Десять Заповедей, но и множество других странных фактов. Если все, что вы знаете о Божьем избраннике номер один – это то, что он принц Египта, то вам стоит посмотреть это видео. Одна из самых известных историй о Моисее связана с его рождением и тем, как он избежал казни от рук жестокого фараона, который пытался сократить еврейское население в Египте.
Мать Моисея положила младенца в корзину, и отправила её плыть по Нилу, где он, по иронии судьбы, был спасен и впоследствии воспитан дочерью фараона. Согласно книге Исхода, она назвала его “Моисей” от еврейского слова mashah, что означает “вытягивать”, потому что она вытащила его из воды. Если вы спрашиваете себя, почему египетская принцесса дала загадочному ребенку еврейское имя, вы не одиноки в этом вопросе. Большинство современных ученых предполагают, что имя Моисея, вероятно, имеет египетское происхождение, но Исход приводит народную этимологию, чтобы преуменьшить египетское происхождение еврейского героя.
И пускай окончательное происхождение имени Моисея не было точно установлено, теории об этом включают в себя его происхождение от египетского слова, означающего “сын”, в то время как еврейский философ Филон Александрийский связал его с египетским словом “вода”. Другие теории варьируется от того, что принцесса дала ребёнку еврейское имя, потому что она увидела, что ребенок был обрезан, до версии того, что собственная мать Моисея рекомендовала это имя, когда была служанкой у принцессы. Каноничные Священные Писания переходят от младенчества Моисея к его юности, оставляя множество пробелов, касающихся жизни будущего пророка во дворце фараона, которые были заполнены народными сказаниями. Еврейская энциклопедия приводит одну из самых известных легенд о младенце Моисее, в которой он хватает корону фараона.
Согласно легенде, трехлетний Моисей за обеденным столом хватает головной убор правителя и надевает её себе на голову. Прорицатель фараона беспокоится, что это знак того, что ребенок – предсказанный будущий освободитель евреев в Египте. К счастью для маленького Моисея, одним из советников фараона на самом деле является переодетый ангел Габриэль, присматривающий за возлюбленным Богом мальчиком.
Ангел предлагает испытание и ставит кусок золота, а также тлеющий уголь перед Моисеем, чтобы посмотреть, что из этого он выберет, подразумевая, что избранник судьбы и великий герой обязательно возьмёт золото. Чтобы этого не произошло, Габриэль сверхъестественным образом подводит руку ребенка к углю. Будучи младенцем, Моисей, кладет тлеющий уголь в рот. Фараон успокаивается и думает, что предсказанный герой никогда не сделает ничего такого глупого, и жизнь Моисея оказывается спасена.
Ваше знакомство с жизнью Моисея может в основном состоять из путешествия по реке и разделения вод Красного моря. Однако вы, возможно, не помните, что на душе Моисея, пророка и освободителя народа Израиля лежит грех убийства. Может быть, это и непредумышленное убийство, но в любом случае оно имело место. Во второй главе Исхода молодой Моисей становится свидетелем того, как египетский надзиратель избивает раба-еврея. Думая, что его никто не видит, Моисей убивает египтянина и зарывает его тело в песок. В мультфильме “Принц Египта” это выглядит как несчастный случай, но убийство определенно было спланировано заранее. Позже, когда Моисей пытается остановить драку между двумя евреями, один из них упоминает об этом убийстве.
В этот момент Моисей понимает, что его тайна раскрыта и высылает этого человека из Египта к мидийцам. В четвертой главе Исхода, когда беглый Моисей встречает Бога, в образе смоковницы, он получает от него призыв к действию, чтобы стать великим избавителем и дать закон израильскому народа. Однако, как и любой хороший герой, Моисей пытается отказаться от этой судьбы, особо отмечая, что он плохой выбор на эту роль, потому что у него, “косный язык и плохая речь”. Было много споров о том, что означают эти слова, но традиционное объяснение состоит в том, что у Моисея было расстройство речи, которое чаще всего понималось как заикание. По некоторым данным, это заикание было результатом того, что младенец Моисей положил уголь себе в рот.
Но также было высказано предположение, что Бог специально выбрал человека с дефектом, в качестве своего посланника, чтобы вся слава досталась Богу, а не его человеческому представителю. Зигмунд Фрейд, в свою очередь, думал, что, возможно, мальчик, выросший в доме фараона, вообще не мог говорить на иврите, в то время как другие предполагали, что он говорил с сильным египетским акцентом или просто медленно произносил слова. Однако наиболее популярным объяснением является заикание, которое подтверждается различными стихами. Бог помогает Моисею преодолеть его колебания, говоря ему, что его брат Аарон может выступать в качестве оратора. Один из самых странных и сбивающих с толку случаев в Библии происходит в четвертой главе Исхода, когда Моисей возвращается из Мидии в Египет со своей женой Сепфорой и их сыном.
Когда Моисей и его семья останавливаются на ночлег, Бог, вероятно, пытается убить Моисея. Эти три сбивающих с толку стиха содержат проблемы с местоимениями. Кто-то определенно пытается убить кого-то, и попытка Бога убить Моисея имеет самый логичный смысл судя по контексту. В любом случае, Сепфора не дает Богу убить её мужа, отрезав крайнюю плоть их сына каменным ножом и коснувшись ей ног Моисея, затем сказала странную фразу: «Воистину, ты жених крови для меня» Традиционно считается, что Бог разгневался на Моисея за то, что он не обрезал своего сына в соответствии с Божьим заветом для израильтян. В этом отношении быстрые и кровавые действия Сепфоры спасли жизнь Моисею, но смысл её слов всё ещё вызывает вопросы.
Тем не менее, трудно требовать от жены большего, чем это. Моисей – самый важный пророк в иудаизме и в целом один из самых важных персонажей во всей Библии. Однако большинство современных исследователей Священного Писания говорят, что Тора на самом деле не была написана Моисеем или каким-либо одним человеком. Вместо этого они утверждают, что это несколько объединённых документов, прошедших совместную редакцию. И в самом раннем из них кажется, что роль Моисея была ещё более заметной, и её пришлось смягчить общинам, которым больше нравился брат Моисея, Аарон. Согласно Британской энциклопедии, в самых ранних версиях Торы Моисей делал все, и единственное упоминание об Аароне было, когда он построил золотого тельца для израильтян.
Причина этого, судя по всему, в том, что самые ранние источники были написаны поклонниками Моисея, в то время как более поздние документы принадлежат тем, кто был неравнодушен к Аарону, и поэтому описали его как помощника и представителя Моисея, а также смягчили его вину за случай с золотым тельцом. Основная традиционная роль Аарона – быть первым первосвященником, что соответствует 90 процентам упоминаний Аарона в Библии. То, что больше всего отличает Моисея от других пророков, – это личный характёр его отношений с Богом. В книге Второзаконие говорится: «Ни один пророк Израиля не был так велик, как Моисей, которого Господь знал лично» Согласно книге Исхода, это не метафора. После того, как Моисей вывел израильтян из Египта и принес им закон с горы Синай, он и Бог проводили время вместе и разговаривали.
В 33 главе книги Исхода говорится: «Господь говорил с Моисеем, как обычный человек беседует со своим другом» Однако в этих случаях кажется, что Бог не раскрывал до конца свою истинную сущность, потому что Моисей просит показать ему славу Бога во всей полноте. И пускай Бог говорит, что никто не может увидеть его сущность и жить с этим, он находит компромисс для своего лучшего друга. Бог соглашается явить свою славу Моисею, чтобы ободрить и вознаградить его. Но поскольку истинный образ Бога смертоносен для человеческого разума, Он говорит, что Моисею необходимо стоять в углу лицом к стене, и после того, как Бог пройдёт мимо, Моисей может повернуться и посмотреть ему в спину. Согласно главе 34 Исхода, постоянная близость Моисея к лику Бога имела непредвиденные последствия для пророка.
Его лицо стало настолько сияющим, что можно было даже сказать, что оно светилось изнутри, и это изменение заставило некоторых людей на протяжении сотен лет думать, что у Моисея были рога. Согласно газете Haaretz, еврейское слово, означающее “луч света”, также может означать “рог”, и поэтому можно интерпретировать сияющее лицо Моисея как рогатое, если взять менее контекстуально подходящий перевод, что, к сожалению, было распространено, когда Святой Иероним переводил Библию на латынь.
Европейские христиане использовали эту версию до Реформации, и наиболее заметным культурным последствием является знаменитая скульптура Моисея Микеланджело в римской базилике Святого Петра, на которой высечены два рога на лбу Моисея, ежедневно вызывающие недоумение у тысяч современных туристов.. Одно из самых известных достижений Моисея – освобождение еврейского народа, который он вывел из Египта и через 40 лет скитаний по пустыне привёл в землю молока и меда, обещанную им Богом. Таким образом, людей, не очень хорошо знакомых с историей Торы, может удивить тот факт, что сам Моисей так и не добрался до Земли Обетованной. Конечно, путь из Египта в Ханаан определенно не длится 40 лет.
Случилось так, что когда израильтяне добрались до пункта назначения, разведчики Моисея доложили, что эта земля была полна гигантов, из-за чего люди были слишком напуганы, чтобы войти в неё. За их неверие Бог проклял их скитаться до тех пор, пока все это поколение не умрет, в надежде, что следующее будет более верным. Однако по прошествии этого времени Моисей узнал, что Бог не позволит ему самому войти в Ханаан. Вместо этого он умер на горе в пределах видимости Земли Обетованной в возрасте 120 лет, и сам Бог похоронил его в тайной могиле. Будучи в значительной степени главным святым в иудаизме, естественно, о Моисее существует больше историй, чем о большинстве других выдающихся персонажей из еврейских писаний.
аши Смерть Моисея не стала исключением. Однако есть апокрифическая книга, которая может пролить сверхъестественный свет на тайну того, что на самом деле произошло с Моисеем. Вознесение Моисея – это настолько безумная история, что она не вошла в Библию. История гласит, что Бог спрятал тело Моисея, чтобы склонные к идолопоклонничеству израильтяне не начали поклоняться трупу своего лидера, как было с золотым тельцом. Сатана, с другой стороны, подумал, что это будет весело, поэтому он попытался украсть тело Моисея. Бог поставил архангела Михаила хранителем могилы Моисея, и когда дьявол попытался извлечь тело, Михаил дал ему отпор, заставив бежать.
К сожалению, как бы интересно ни звучала эта история, у нас не так много информации об этой божественной борьбе из-за тела пророка. Обычно считается, что самый старый алфавит, существование которого мы можем подтвердить, – это финикийский алфавит. Однако для некоторых греко-еврейских историков очевидно, что Моисей изобрел алфавит, а затем передал его финикийцам. Согласно Еврейской виртуальной библиотеке, широко цитируемый фрагмент историка Евполемуса утверждает: «Моисей был первым мудрецом; первым, кто передал алфавит евреям; финикийцы получили его от евреев, а греки – от финикийцев; также законы были впервые написаны Моисеем для евреев»
Изобретение идеи букв и самого понятия закона уже довольно серьезное достижение. Историк Артапан пошел ещё дальше, заявив, что Моисей был персонажем, известным грекам как Мусей, учитель великого музыканта Орфея. И он также был божеством, известным грекам как Гермес, а египтянам как Тот, легендарной личностью, которая научила человечество письму, естествознанию и математике. Несмотря на роль Моисея в развитии трех различных основных мировых религий, большинство современных ученых обычно отвергают его существование как исторической личности, пускай многие соглашаются с тем, что легенда о Моисее может быть основана на определенных деталях из жизни реальных людей.
Одна из причин, по которой Моисей считается скорее легендарной личностью, чем реальной, заключается в том, что некоторые подробности его жизни можно увидеть в историях ряда других легендарных личностей. Самый известный из этих повторяющихся мотивов – это история о младенце Моисее, спасенном из реки. Согласно “Энциклопедии древней истории”, царь Месопотамии Саргон из Аккада написал автобиографию, насыщенную художественным вымыслом, в которой он рассказал, что был незаконнорожденным ребенком жрицы, которая отправила младенца Саргона в корзине вниз по реке Евфрат, где он был спасен и в конце концов стал царём и завоевателем.