Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Домашние птицы».

Словарь.

Существительные: петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, гусь, гуси, гусыня, гусыни, гусёнок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утёнок, утята, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, птичий двор, зерно, червяки, корм, пшено, хлебные крошки, мошки, жучки, гусеницы, голова, шея, туловище, крылья, лапы, хвост, клюв, перо.

Глаголы: кукарекает, кудахчет, крякает, гогочет, гогочет, болбочет, пищит.

Прилагательные: петушиное, петушиная, петушиный, петушиные, куриное, куриная, куриный, куриные, утиное, утиная, утиный, утиные, гусиное, гусиная, гусиный, гусиные.

Задание 1. Назови домашних птиц.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Рассмотрите картинки с ребёнком, назовите всех членов семей домашних птиц. Попросите ребёнка повторить названия птиц.

Петух. Курица. Цыплёнок.
Петух. Курица. Цыплёнок.
Селезень. Утка. Утёнок.
Селезень. Утка. Утёнок.
Гусь. Гусыня. Гусёнок.
Гусь. Гусыня. Гусёнок.
Индюк. Индюшка.   Индюшонок.
Индюк. Индюшка. Индюшонок.

Задание 2. Кто как говорит.

Цель: Расширение глагольного словаря.

Как разговаривают домашние птицы? Ответить полным предложением.

Петух кукарекает (кукареку).

Курица кудахчет (ко – ко – ко).

Селезень крякает (кря – кря – кря).

Утка крякает (кря – кря – кря).

Гусь гогочет (га – га – га).

Гусыня гогочет (га – га – га).

Индюк болбочет (бл – бл – бл).

Индюшка болбочет (бл – бл – бл).

Птенец пищит (пи – пи – пи).

Задание 3. Один - много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Ребёнок называет в именительном падеже в единственном и множественном числе названия домашних птиц. Если ребёнок затрудняется в назывании, речевой образец даёт взрослый, ребёнок повторяет.

-5
-6
-7

Задание 4. Образование прилагательных из существительных.

Цель: формирование навыка образовывать притяжательные прилагательные.

Выполни по образцу.

Голова петуха – петушиная голова.

Голова курицы – куриная голова.

Голова утки – утиная голова.

Голова гуся – гусиная голова.

Перо петуха – петушиное перо.

Перо курицы – куриное перо.

Перо утки – утиное перо.

Перо гуся – гусиное перо.

Хвост петуха – петушиный хвост.

Хвост курицы – куриный хвост.

Хвост утки – утиный хвост.

Хвост гуся – гусиный хвост.

Лапы петуха - петушиные лапы.

Лапы курицы - куриные лапы.

Лапы утки – утиные лапы.

Лапы гуся - гусиные лапы.

Задание 5. «Какое слово не подходит?»

Цель: развитие речевого слуха и внимания.

Зачитайте ряд слов ребёнку, ребёнок называет лишнее слово. Если ребёнок затрудняется, то взрослый называет это слово и объясняет, почему оно лишнее. После взрослый снова читает ряд слов и просит ребёнка назвать лишнее слово.

Петух, курица, гусёнок. (Гусёнок)

Утка, утёнок, индюк. (Индюк)

Гусь, гусёнок, петух. (Петух)

Индюк, индюшка, курица. (Курица)

Задание 6. Назови ласково.

Цель: формирование навыка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Петух – петушок.

Курица – курочка.

Утка – уточка.

Цыпленок – цыпленочек.

Индюшка – индюшечка.

Задание 7. Какая картинка лишняя и почему.

Цель: Развивать зрительное восприятие.

В каждом ряду найди лишнюю картинку и объясни почему она лишняя.

-8
-9
-10

Задание 8. Посчитай птиц на картинках.

Цель: формирование навыка согласования существительных с числами.

Посмотри на картинки и посчитай сколько изображено на каждой картинке птиц. Считать по образцу:

Один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов.

Одна курица, две курицы, три курицы, четыре курицы, пять куриц.

Один цыплёнок, два цыплёнка, два цыплёнка, три цыпленка, пять цыплят.

-11
-12
-13

Задание 9. Назови части тела птиц.

Цель: актуализация и расширение активного словаря.

Рассмотрите с ребёнком изображение птиц. Ребёнок называет, какие у птиц есть части тела. Если ребёнок затрудняется назвать часть тела, речевой образец даёт взрослый, ребёнок повторяет.

Отвечать полным предложением:

У петуха есть голова. У петуха есть шея. У петуха есть туловище. У петуха есть два крыла. У петуха есть две лапы. У петуха есть хвост. У петуха есть клюв.

-14

Вопросы по теме:

1. Где живут домашние птицы? Домашние птицы живут на птичьем дворе.

2. Почему их называют домашние птицы? Домашние птицы живут рядом с человеком, человек ухаживает за этими птицами.

3. Чем питаются домашние птицы? Домашние птицы кушают зерно, червяков, пшено, корм, хлебные крошки, жучков, гусениц.

4. Чем покрыто тело птиц? Тело птиц покрыто перьями.