Найти тему
Ноль повдоль

Амурские волны. Благовещенск

Пишу я сериями. Начал собирать грибы весной и пишешь про них до снега. Или про путешествие какое рассказываешь увлечённо, пока до возвращения домой не дойдёшь. А дальше что? Вроде задумок много, но что-то начинать, да и просто выбрать тему - трудно. Поэтому сегодня - статья без серии. Сама в себе. Я и Дальний Восток.

А зародилась идея рассказать об этом буквально сегодня утром. Открываю глаза и вижу, что за окном -38C°! Вот такая к нам холодрыга наползла в регион, хорошо, что всего на пару суток. И вроде не удивительно: Случалось в этом веке у нас и -47, а в Томске вообще за -50 уходило, но вспомнилась погода симметричная, которую ощутил на себе всего лишь раз в жизни. И не в Ташкенте или на Кавказе, а в Благовещенске, на широте Праги примерно.

Нас тоже жаркими погодами не удивить: помню, как гулял по Кемерову когда-то в 80-х в +36. Но с нашей влажностью это напоминает парилку в бане, этакий хамам. Идёшь, а температура окружающей среды такая же, как у тебя внутри. И ты раздвигаешь это насыщенное влагой тепло и гребёшь куда-то по своим делам. В сухом и безоблачном Приамурье высокие температуры ощущаются конечно же совсем по другому. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

На Дальний Восток я умудрился съездить аж четыре раза. Но правда не на дальний Дальний, а тут, поблизости, в самой западной из всех восточных - Амурской области. Родственники у меня там. Раньше конечно было больше. И ближе... Времена идут, и теперь я даже не уверен, смогу ли побывать там снова. Хорошо бы сесть на автомобиль и поехать далеко-далеко! До Свободного и Благовещенска, которые настолько мне не чужие. А там и до Тихого океана добраться... Мечты, мечты!..

На самом деле всё далеко не так сказочно. Живя в Сибири, то есть для многих центровых россиян где-то безумно далеко на востоке, к Москве и черноморским курортам мы ближе, чем к Амурским краям. Сравниваем. По прямой до Москвы от нас - 2900км., а до Благовещенска - 2800. Почти одинаково. До Анапы и до Владивостока по 3500. Тоже одинаково. Но вот по дорогам... До Москвы - 3600 км., а до Благовещенска все 4200. И от него до Владивостока ещё полторы тысячи. Потому, что дорога петляет, объезжает сначала Байкал с юга, потом Китай с севера. Поездка на восток от нас - это довольно серьезное приключение, на которое я пока не решился.

А края там интересные! И довольно сильно отличающиеся от наших. Обширные и несправедливо малозаселённые. По площади равных Амурской области среди регионов Западной Сибири нет. Она больше нашего Кузбасса почти в четыре раза - примерно 360 тысяч квадратных километров, а проживает в ней всего 760 тысяч человек - чуть больше, чем в нашей Кемеровской городской агломерации. Хотя богатств там - море (хотя до настоящего моря далеко): и природные ископаемые, и мощные реки, а главное - основная житница Дальнего Востока: Зейско-Бу­реинская равнина, с юга ограниченная мощным Амуром.

Зея и Амур - ещё один пример из череды (Кама и Волга, Иртыш и Обь, Ангара и Енисей), где приток значительно полноводней, основательней да и шире главной реки. Амур с его Аргунью и Шилкой - длиннючий, но не такой мощный. Просто в его истоках находятся довольно засушливые земли. А Зея - короче, но она, собирая воды с южных отрогов Станового хребта, значительно больше Амура. И после слияния дальше продолжать течь именно Зея, даже не меняя своего направления. Она как-будто не замечает. что в неё впадает Амур... Но с Амуром русские, да и китайцы, познакомились значительно раньше, возможно поэтому и произошла такая географическая несправедливость.

Зейскую набережную тоже наметили, но займутся ей похоже не скоро
Зейскую набережную тоже наметили, но займутся ей похоже не скоро

А за Амуром на китайской стороне стоит город Хэйхэ (некогда - Сахалян), выросший буквально в сотни раз за последние тридцать лет на соседстве с Россией. В 80-е, когда я проплывал на речном трамвайчике мимо его берегов (а фарватер по Амуру проходит ближе к китайскому берегу), там ездили старинные грузовики, типа наших ГАЗ-51, и домов практически не было. Во всяком случае их не было видно из-за кустов совершенно неблагоустроенного берега. Спустя каких-то 30 лет Хэйхэ стал городским округом из нескольких поселений, общей численностью в один миллион семьсот тысяч человек, что в семь раз больше, чем живёт в Благовещенске. И это учитывая то, что Хэйхэ для Китая - крайний север, где не каждый бы решился жить.

Главное отличие амурской земли от наших мест - что под ногами там песок. Кажется, что везде ходишь по пляжу. Чуть сойдешь с асфальтовой дорожки, и полные ботинки песка набились. Зато и почва там не мажется так, не то, что наш чернозём. И лужи редко где стоят: уходят быстренько в землю. Зато дороги прокладывать проблематично - ломается асфальт. Помню поездку в 80-х. Ехали мы на автобусе из Благовещенска в Свободный (для тех, кто в курсе - не через Белореченск). И вдруг, петляя по тайге меж сопок, встали часа на два - после дождя поперёк дороги промыло довольно глубокую щель. Ждали, пока её хоть чем-то закидают. Вот что значит строить на песке!

Ротонда на набережной
Ротонда на набережной

Кстати, если ехать через Белореченск, то проезжать будете по мосту через реку Томь. Да! Там тоже Томь течёт. Не чета нашей, правда: короче и значительно меньше. Вот такой удивительный факт.

Рядом с Белореченском находится военный аэродром для огромных бомбардировщиков. Вообще, близость к границе диктует необходимость особой внимательности. Сам Благовещенск стоит на берегу Амура, за которым уже Китай. Это - приграничная зона. Сейчас конечно посвободнее, чем при Советах было, но это, если вы - гражданин России, разумеется.

Я ранее говорил про богатства. А теперь продолжу про возможности. Регион имеет все условия для развития: две главные российские железные дороги: Транссиб и БАМ, проходят здесь. Именно в Амурской области находится "столица" БАМа - Тында, через которую на север в Якутию от Трансиба убегает АЯМ - Амуро-Якутская магистраль. Автомобильная трасса "Амур" (Чита - Хабаровск) пробирается через всю область с запада на восток. От неё уходят ответвления: автодорога "Лена" в Якутию и подъезд к Благовещенску, теперь продолжающийся мостом и дорогой в Китай.

Памятник авиаторам, защитившим Родину, в переходе Новосибирского аэропорта. Сейчас там идёт постоянная перестройка, и не знаю. насколько они теперь доступны для осмотра. Запятая отсутствует
Памятник авиаторам, защитившим Родину, в переходе Новосибирского аэропорта. Сейчас там идёт постоянная перестройка, и не знаю. насколько они теперь доступны для осмотра. Запятая отсутствует

Мощные реки Зея и Бурея дали возможность возвести здесь каскады мощных гидроэлектростанций. Транзит газа по трубопроводу "Сила Сибири" дал начало строительству гигантского газоперерабатывающего завода в Свободном. На севере области - несколько угольных и золотоносных месторождений и дорога до мощнейшего угольного Эльгинского разреза в Хабаровском крае. Ну и наконец - путь в небо: так же под Свободным построен космодром Восточный.

Говоря с местными о богатствах и возможностях амурского края, я удивлялся их упадническим настроениям. Ещё же и граница здесь, а это приграничная торговля и туризм - всё деньги в бюджет. Живи и радуйся! У нас гораздо сложнее: умирающие посёлки, где закрылись шахты, дикие разрытые лунные пейзажи карьеров. А южнее, на Алтае, в краю чуть ли не с самыми низкими в России зарплатами при наших-то непростых погодных условиях каково?! И тем не менее, население Амурской области всё снижается, народ уезжает, а оставшиеся, мягко сказать, недовольны.

Климат, конечно, у них тоже там непростой. Не такой как у нас. Влажный только в августе, зато в холодное время - очень сухой. Поэтому снега там бывает мало, слегка заметает. Несмотря на тёплое длинное лето (я был в начале октября, а там все в майках ходили), выращивание знаменитых амурских садов не такое простое дело - деревца на зиму необходимо пригибать и засыпать землёй, потому что снега недостаточно: в среднем около 12 сантиметров (у нас - 60 см., а в горах до нескольких метров).

Ну и температуры: от -50C° зимой до +42 - летом. Больше 90 градусов разницы! У нас - 83 градуса. Причём очень жаркие погоды случаются регулярно. В один из таких дней, в начале июля 2017 года, оказался там и я. Было довольно сухо, но солнце палило нещадно! +38 - это очень серьёзно! А у меня как раз выдалось свободных несколько часов, чтобы погулять по городу. Пришлось какое-то время прохлаждаться в кинотеатре. Ну и мороженого по дороге съел пачки четыре.

А город - красивейший! Ещё один повод поселиться там. Наш родной Кемерово - дитя советского времени, и мне по жизни так сильно не хватает вот этих вычурных купеческих зданий второй половины XIX - начала XX века! А их в Благовещенске - в изобилии.

История освоения амурских земель относительно недавняя. Первые попытки основать крепость на берегу Амура в Албазине в середине XVII века провалились - манчжурская империя Китая тогда ещё была очень сильна. Возможность появилась только в середине века XIX, когда губернатор Муравьев-Амурский всё-таки сумел договориться с ослабленной империей Цин о закреплении северного берега Амура за Россией. Благовещенск основан был в 1856 году и развивался небывалыми темпами. Население его росло сказочно быстро! И всё из-за возможностей приграничной торговли между двумя огромными державами.

Спустя всего два года после основания, Благовещенск стал центром вновь созданной Амурской области. Он был настоящей столицей этих краёв, и для этого у него было всё, что нужно: богатые сельскохозяйственные угодья за Зеей, мощные леса к северу, крупный порт на Амуре с выходом на Хабаровск и Китай. В 1865 основывается чугунолитейный завод, впоследствии ставший судостроительным - главным предприятием Благовещенска, переживающим теперь непростые времена. А ведь строились здесь и морские суда, которые потом на специальных баржах доставлялись вниз по реке до глубоководных портов.

В общем, о Благовещенске писать и писать, но фотоматериала мало. Впервые я побывал там в трёхлетнем возрасте, и воспоминания тех времён отрывочны и несистемны. Рассказывают, что там я довольно сильно простудился и возвращался с бабушкой в Кузбасс на поезде с неспадающей температурой. Так что даже Байкала, мимо которого проезжали, не помню.

Второй раз я посетил Амурскую область после 9 класса. Помню, как вставал в шесть и шёл в авиакассу, чтобы отстоять дикую очередь за билетами на самолёт аж за месяц до путешествия. Что самое обидное, на восток особо никто не хотел, народ стоял за билетами в Москву да в Сочи. Зато тогда от нас летал прямой рейс. Просто наш и их аэропорты были тогда промежуточными остановочными пунктами на долгом пути на восток, с которым не справлялись беспосадочно наши обычные Ту-154.

В дороге мне попались какие-то уникальные соседи! В ту сторону я летел с депутатом Верховного Совета. И это в те времена, когда трансляции заседаний были популярнее, чем "Дом-2" полутора десятилетиями спустя. А в обратную дорогу - с каким-то абсолютно секретным человеком, у которого сама по себе трескалась кожа и начинала сочиться кровь. Возможно, последствия Чернобыля или Семипалатинска. Он пользовался самодельным устройством, которое для него изготовили знакомые физики, выдававшим высокочастотный ток большого напряжения, но малой силы. Прикладывал его к ранке контактами, включал, и кровотечение останавливалось (похожие устройства начали продаваться только лет через десять, с помощью примерно такого я ныне борюсь в хроническим гайморитом). К тому же оба моих соседа оказались настолько интересными рассказчиками! С попутчиками мне повезло.

Следующая поездка случилась в самом конце сентября 2016 года по весьма печальному поводу. В дорогу надо было собираться быстро, но потом, после завершения необходимых дел у меня выдался один свободный день - 2 октября, когда я смог полюбоваться городом и познакомиться с местными любителями настольных игр, которых сам не напрягаясь собрал, хотя до того они не встречались года полтора. Вот с ними я и побеседовал об особенностях жизни на Дальнем Востоке. Мне было очень интересно! Кстати, один из них оказался праправнуком знаменитого математика Ляпунова! Весьма необычная встреча.

В последний раз я оказался в Благовещенске в конце июня 2017-го. Необходимо было уладить некоторые личные дела, и я опять отправился в Амурские края. Как меня тогда удивляло, что слетать из Новосиба в Москву туда и обратно стоило около десяти тысяч, а в Благовещенск - 36! И лететь примерно одно и то же время получается. Очень обидно! Вот и путешествуй после этого на Дальний Восток!

Фотографий с этих двух поездок тоже немного, да и качество - не ахти. В 2016-м - на смартфон. Мыло-мыльное! В 2017-м - на фотоаппаратик Nikon с обалденным аппаратным зумом, но весьма посредственными матрицей и процессором. Он был страшным тормозом и ошибался в автофокусе практически везде. Но всё-таки мне удалось выбрать несколько снимков, чтобы познакомить вас с этим далёким и необычным краем.

Так что, спасибо за внимание, и будем надеяться, что мне ещё удастся там побывать.

Обратный путь. И снова горы под крылом. Сидел уже по правому борту и смотрел на север
Обратный путь. И снова горы под крылом. Сидел уже по правому борту и смотрел на север

А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#путешествия #Дальний Восток #Благовещенск #2016 #2017