Да, я всегда пел. Что-то всегда напевалось с детства - песенки из детских фильмов и мультфильмов, фольклор, потом классика, потом эстрада, русский и иностранный рок, потом это все в коктейле. Немного играл на фортепиано, на гитаре. А вот когда избрал духовное поприще, стали звучать в сердце, в голове и в голосовых связках нежнейшие церковные песнопения.
Но любовь к хорошей светской музыке разных стилей не исчезала. И всегда было желание через светскую музыку с православным энтузиазмом постучаться в сердца. Миссионерская работа через музыку представлялась мне очень важной.
И Господь послал нам регента Ларису Маслову с дипломом консерватории по классу «фортепиано» и настоящим композиторским талантом. Она сочиняет изумительные мелодии, инструментальные пьесы, музыку для песен.
А потом неожиданно появилась в нашей жизни поэт-песенник Галина Лисовская. И началось чудо-чудное, диво-дивное - творческий процесс создания целой серии отличных православных песен.
Из летописи Творческой студии «Фавор». Проект «Странник»
Все началось с комбинации восьми нот. Первые из которых - Фа, Соль и Ля бемоль. Родилась у Ларисы музыкальная фраза, очень похожая на вопрос-ответ в диалоге. Выстроилась вокруг неё целая инструментальная пьеса. Я слушал. Очень атмосферная, сказочная или былинная тема.
А тут Галина, жаждущая нот. Говорит, давайте мелодию, я текст напишу. Собрались мы втроём. Помолились. Слушали музыку несколько раз. Надо было понять, о чем она.
Галина: - Все понятно. Идёт человек куда-то. И какие-то приключения на пути.
Лариса: - Саундтрек к дракам и погоням не сочиняла.
Я: - Приключения духовного плана. Куда человек идёт? К Богу!
Лариса: - А куда ему ещё идти? Развязка композиции нормальная. Значит, все хорошо закончилось.
Галина: - Не закончилось. Он же не умер. Просто стало понятно, куда он идёт и зачем.
Я: - Да, вначале, как «В гостях у сказки». Открываются ставенки, и старушка рассказывает.
Галина: - Может, лучше батюшка расскажет?
Лариса: - Тогда не так сказочно, просто романтично, душевно.
Я: - И где человек идёт?
Галина: - По полям, по русским просторам.
Я:- Да, надо с фольклорными интонациями. Это уже в аранжировке надо предусмотреть.
Галина: - О! Я знаю, кто идёт! Странник. С котомкой, нищий.
Лариса: - Времена какие описываем?
Галина: - Конец 19 века. А сезон?
Я: - Осень, конечно.
Лариса: - Почему осень?
Я: - Тяжело идёт. Но не смертельно, если упадёт. Не замёрзнет.
Галина: - А вы не обидитесь, дорогие певцы, если не все вам придётся петь? Часть вокал, часть проза. Тогда часть, отче, Вам надо будет прочитать.
Я: - Ага! Уже что-то вырисовывается?
Галина: - Это я ещё ничего в размер не уложила. Сейчас «рыбу» напою, потом посочиняю.
(Справка. «Рыба» - набор слов без смысла, вписывающихся в музыкальный размер, применяется, когда текст кладётся на готовую музыку, а не распевается текст)
Я: - Может, сразу текст?
Галина (мрачно): - Пока это мечта и фантазия. Нужен промежуточный этап. Так. Пою «рыбу» на мелодию. Лариса, проверяйте, пожалуйста.
Ты куда? Куда-то иду.
Ты за чем? Я что-то найду.
Я искал, но искать не умею.
И сыскать не сумел.
Лариса: - В размер входит. Но пусть лучше найдёт, что ищет.
Я: - Найдёт, конечно. С кем странник говорит?
Галина: - С женщиной. Женские интонации в музыке.
Лариса: - Конечно, с женщиной. Кто ещё пожалеет бедного человека? Кто накормит его? Только простая русская баба, обездоленная, в трудах и заботах.
Галина: - Молодая женщина, не бабушка. Молодая женщина с детьми. Например, вдова.
Я: - Она его накормила, и он ушёл? Он ведь с молитвой шёл, не забывайте.
Лариса: - Путь светлый, аранжировку к концу надо облегчать от напряжения.
Галина: - А там, где пауза в диалоге, нужен женский вокализ, красивый... Отче, благословите. Знаю, что писать.
Я благословил с большим удовольствием. И на следующий день появился текст.
«Странник» стал одним из наших любимых номеров на миссионерских концертах.
А потом было ещё одно памятное совещание. Мы обсуждали, как снимать видеоклип к этой песне-притче. Но это уже другая история. Если будет вам интересно, обязательно расскажем.
священник Игорь Сильченков