Поводом для этой ленты стали «просочившиеся в общественность» сведения о «Салоне Китти», развлекательном заведении Третьего рейха, созданном для того, чтобы собирать компромат на разнообразных политиков, военных и дипломатов. Фриц Ланг настолько вдохновился возможностями подобной истории, что даже на время отложил свой уход на покой.
В итоге в 1960 году он создает кинокартину «Тысяча глаз доктора Мабузе», в которой будто бы реанимирует гениального злодея и манипулятора, формально погребенного в 1933 году в фильме «Завещание доктора Мабузе».
Тогда только что пришедшие в Германии к власти национал-социалисты хотя и питали огромные симпатии к Лангу, но ленту тут же запретили. Дело было вовсе не в неких политических намеках, как позже утверждал режиссер, перебравшийся в США. Проблема крылась в сюжете, когда маленькая группа могла парализовать работу большой государственной машины.
Это ли не инструкция к действию для антифашистского подполья? В итоге немцы увидели «Завещание» уже после войны, то есть почти два десятилетия спустя после окончания съемок фильма. И вновь Ланг решил использовать «эхо Третьего рейха». По сюжету нового фильма именно в годы диктатуры был заложен фешенебельный отель «Люксор», в коем случаются в высшей мере странные происшествия.
Кажется, что восстал из могилы доктор Мабузе, про мрачную власть которого за «лихие годы» изрядно подзабыли. И вновь неизвестные лица совершают алогичные преступления, являющиеся фрагментами странного криминального узора. События вроде бы никак не связаны между собой, однако в сумме мрачного воздействия могут вызвать сумрачный резонанс, способный повергнуть мир в хаос.
Всё яснее и четче обозначены цели новоявленного Мабузе, которые не постижимы посредством рациональных категорий. Это не нажива, не слава, не власть, но тотальная деструкция. И кажущийся милым и привлекательным отель становится инструментом в реализации данного «чёрного плана».
Фриц Ланг, наверное, впервые в кинематографе обозначил тему тотальности, когда для слежения за каждым человеком не требуется множества осведомителей. «Новая система контроля» построена на незримом присутствии. Именно об этом говорит заставка с множеством глаз, которая вызывает в памяти «Завороженного» Хичкока.
Тайные комнаты для слежки и подложные зеркала – это анахронизм. Новая паутина обовьет вас с ног до головы, но вы это даже не заметите. Каждый шаг ваш будет под контролем, хотя вы будет наивно полгать себя свободным человеком. Манипуляция превратится в подспудное искусство, пришедшее на смену «грубому гипнозу».
Для управления человеком более не потребуется дерзко врываться в его сознание. Он будет наивно полагать, что сам принимает решения без посторенней помощи. И обратите внимание - это за несколько десятилетий до того, как интернет стал массовым явлением.
«Тысяча глаз доктора Мабузе» далеко не самый лучший фильм Фрица Ланга, вряд ли его можно поставить рядом с «Метрополисом» или «М – город ищет убийцу». Но в то же самое время это едва ли не качественное кинотворение того периода в «западном культурном пространстве». Ланг будто бы бросает вызов триллерам студии «Риальто» и уверенно обходит их, создав одну из самых кассовых лент начала 60-ых.