Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Подглядывающий» фильм великого Фрица Ланга

-2

Поводом для этой ленты стали «просочившиеся в общественность» сведения о «Салоне Китти», развлекательном заведении Третьего рейха, созданном для того, чтобы собирать компромат на разнообразных политиков, военных и дипломатов. Фриц Ланг настолько вдохновился возможностями подобной истории, что даже на время отложил свой уход на покой.

В итоге в 1960 году он создает кинокартину «Тысяча глаз доктора Мабузе», в которой будто бы реанимирует гениального злодея и манипулятора, формально погребенного в 1933 году в фильме «Завещание доктора Мабузе».

Тогда только что пришедшие в Германии к власти национал-социалисты хотя и питали огромные симпатии к Лангу, но ленту тут же запретили. Дело было вовсе не в неких политических намеках, как позже утверждал режиссер, перебравшийся в США. Проблема крылась в сюжете, когда маленькая группа могла парализовать работу большой государственной машины.

Это ли не инструкция к действию для антифашистского подполья? В итоге немцы увидели «Завещание» уже после войны, то есть почти два десятилетия спустя после окончания съемок фильма. И вновь Ланг решил использовать «эхо Третьего рейха». По сюжету нового фильма именно в годы диктатуры был заложен фешенебельный отель «Люксор», в коем случаются в высшей мере странные происшествия.

Кажется, что восстал из могилы доктор Мабузе, про мрачную власть которого за «лихие годы» изрядно подзабыли. И вновь неизвестные лица совершают алогичные преступления, являющиеся фрагментами странного криминального узора. События вроде бы никак не связаны между собой, однако в сумме мрачного воздействия могут вызвать сумрачный резонанс, способный повергнуть мир в хаос.

Всё яснее и четче обозначены цели новоявленного Мабузе, которые не постижимы посредством рациональных категорий. Это не нажива, не слава, не власть, но тотальная деструкция. И кажущийся милым и привлекательным отель становится инструментом в реализации данного «чёрного плана».

Фриц Ланг, наверное, впервые в кинематографе обозначил тему тотальности, когда для слежения за каждым человеком не требуется множества осведомителей. «Новая система контроля» построена на незримом присутствии. Именно об этом говорит заставка с множеством глаз, которая вызывает в памяти «Завороженного» Хичкока.

Тайные комнаты для слежки и подложные зеркала – это анахронизм. Новая паутина обовьет вас с ног до головы, но вы это даже не заметите. Каждый шаг ваш будет под контролем, хотя вы будет наивно полгать себя свободным человеком. Манипуляция превратится в подспудное искусство, пришедшее на смену «грубому гипнозу».

Кадр из фильма «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960)
Кадр из фильма «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960)

Для управления человеком более не потребуется дерзко врываться в его сознание. Он будет наивно полагать, что сам принимает решения без посторенней помощи. И обратите внимание - это за несколько десятилетий до того, как интернет стал массовым явлением.

Кадр из фильма «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960)
Кадр из фильма «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960)

«Тысяча глаз доктора Мабузе» далеко не самый лучший фильм Фрица Ланга, вряд ли его можно поставить рядом с «Метрополисом» или «М – город ищет убийцу». Но в то же самое время это едва ли не качественное кинотворение того периода в «западном культурном пространстве». Ланг будто бы бросает вызов триллерам студии «Риальто» и уверенно обходит их, создав одну из самых кассовых лент начала 60-ых.