Иван Антонович Ефремов — глашатай грядущего

545 прочитали

«Если удалось хоть в какой-то мере помочь строителям будущего — нашей молодёжи — идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно».

 «Если удалось хоть в какой-то мере помочь строителям будущего — нашей молодёжи — идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя...

Иван Антонович Ефремов (1908–1972) — всемирно известный советский писатель, основоположник жанра научной фантастики в СССР. Геолог, один из ведущих учёных-палеонтологов, лауреат Сталинской премии II cтепени (1952 год) за свою научную работу по тафономии (учение о закономерности сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород).

Обладал великолепной научной интуицией, в своих рассказах предсказал многие грядущие открытия. Высказал идеи о наличии в Космосе (кроме Земли) жизни. Носитель обширных знаний, которые нашли прикладное применение в исторических и фантастических произведениях, а также в научной деятельности. Автор философских и пророческих романов о развитии человеческой цивилизации в широком диапазоне — в прошлом и будущем. Его книги стоят в одном ряду с трудами Айзека Азимова, Герберта Уэллса и Станислава Лема.

Кем же был на самом деле легендарный советский учёный и писатель-фантаст? Где брал свои знания? Как ему удалось создать столь разносторонние произведения, которые прочло множество людей ещё при его жизни? Почему интерес к его книгам не угасает до сих пор?

Жизнь и Творчество

В биографии писателя отразились черты непростых военных времён. Но яркими штрихами вспыхивали моменты, которые говорили о том, кто он есть.

Способности проявились достаточно рано: в четыре года он научился читать, в шесть — познакомился с творчеством Жюля Верна и полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях и учёных, книги по биологии, зоологии и теории эволюции.

В годы гражданской войны вместе с красноармейской ротой «сыном полка» прошёл от Херсона до Перекопа. В 1921-м демобилизовался и экстерном за 2 года закончил школу.

В середине 20-х руководил палеонтологическими экспедициями на реках Ветлуга и Шарженьга, а также в Прикаспии и Средней Азии. В 19 лет совершил первое открытие — обнаружил останки ветлугазавра.

В 1923-м сдал экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах, затем год проходил по Охотскому морю командиром катера лоцманской дистанции.

В первой половине 1930-х годов участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Монголии, Сибири и Дальнему Востоку.

В 1935-м экстерном с отличием закончил Ленинградский горный институт; тогда же получил степень кандидата биологических наук — раздел «Палеонтология».

В 33 года, в марте 1941-го, за работу «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР» Ефремову была присвоена учёная степень «доктор биологических наук». Он внёс огромный вклад в науку как палеонтолог, биолог, геолог. Научные взгляды писателя во многом были революционными и остаются таковыми до сих пор. В главном научном труде своей жизни, «Тафономия и геологическая летопись» покусился на святая святых, теорию Чарльза Дарвина: по мнению Ефремова, существа разного уровня эволюционного развития вполне могли существовать одновременно(!). Он был не согласен с теорией Дарвина и хорошо понимал суть процессов деградации.

Во время Отечественной войны участвовал в экспедиции специального назначения. В послевоенные годы руководил Монгольскими палеонтологическими экспедициями, в том числе в пустыню Гоби, которые проводились три года подряд, начиная с 1946-го. Возможно, именно в экспедициях встречался с людьми, о которых можно сказать, что они его инициировали, вдохновляли, говорили о том, кто он есть на самом деле.

В эвакуации перенёс тиф, болезнь надолго приковала к постели. Но именно это подвигло к написанию первых «рассказов о необыкновенном», с переплетением научной фантастики и приключений: «Последний Марсель» и «Звёздные корабли», «Путями старых горняков» и «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Озеро горных духов» и «Бухта Радужных струй».

В те годы Ефремов создаёт и первые масштабные произведения — историко-приключенческие повести с элементами фантастики «Путешествие Баурджеда» (издана в 1949 г.) и «На краю Ойкумены» (издана в 1953 г.), под общим названием «Великая дуга». На материале Древнего Египта и Древней Греции он ставит перед читателем вопросы морально-этического характера, трактуя с гуманистических позиций проблемы взаимоотношений власти и общества, войны и мира, науки и религии.

Начиная с середины 1950-х годов Иван Ефремов написал все свои знаменитые произведения: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская», которые принесли ему всемирную известность.

Писатель не был борцом-революционером, не был даже членом партии, но его самые популярные книги стали своеобразными декларациями двух сценариев развития человечества — падения в инфернальный мир или пути в светлое грядущее, что явилось его задачей на воплощение.

Роман «Туманность Андромеды»

«Звёзды показались ему особенно яркими и близкими. Многих он знал по их древним именам как старых друзей. Да разве они и не были исконными друзьями человека, заправлявшими его пути, возвышавшими его мысли, ободрявшими мечтания!»

О космическом коммунистическом будущем, о Великом Кольце миров Вселенной, о «ненасытных в подвиге» людях, подлинных человеческих отношениях и планете, превращённой жителями в цветущий сад.

Роман «Туманность Андромеды» - классика советской фантастики. Одноимённый фильм оказал глубокое влияние на кинофантастику XX века. Ефремов создал вдохновляющий образ человека будущего, живущего и действующего в полной гармонии: по законам нравственности, красоты, доброты, отзывчивости и взаимопонимания, духовно развитого, стремящегося к знаниям, лишённого мелочной привязанности к материальным благам, высшей целью для которого является счастье и благополучие всего общества. Можно сказать, что в этом романе Иван Ефремов сделал оглашение светлого грядущего, которое отзывается теплом в наших сердцах.

• Философский роман «Лезвие бритвы»

«Красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме... Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности…»

О духовном могуществе человека, торжестве разума, поисках красоты и любви. «Лезвие бритвы» как программное творение писателя отразило все философские и эстетические знания, с которыми он пришёл в это воплощение. Автор размышляет о путях эволюции и исторического процесса. В романе представлены развёрнутые гипотезы о скрытых психических и физических возможностях и обрисован идеал гармонического человека и его служения обществу. Обсуждается природа красоты и её значимость для духовного развития человека.

• Пророческий роман-антиутопия «Час Быка»

«Как ни называть, важно, чтобы искусство несло утешение, а не развлечение, увлекало на подвиг, а не давало снотворное, не занималось исканием дешёвого рая, не превращалось в наркотик.»

Это самый известный и нашумевший роман Ефремова. Сломано немало копий в попытке дать его точную трактовку и анализ. В «Часе быка» Ефремов предсказал современное общество потребления. История писалась как аллюзия на тему капитализма и коммунизма китайского типа (как раз в ту пору разошлись дороги СССР и КНР). Но в книге можно узнать и эпоху застоя, и «лихие 90-е», и переписывание истории в угоду конъюнктуре. Ключевая идея романа — показать, что выход из инферно, в которое, по мнению автора, в 70-е годы начал погружаться мир и Советский Союз в том числе, возможен. «Час Быка» сочли антисоветским и долгое время не переиздавали, однако сейчас роман весьма популярен.

• Историко-фантастический роман «Таис Афинская»

«... На изгаженном, вытоптанном месте не вырастает любовь к своему народу, своему прошлому, воинскому мужеству и гражданской доблести. Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!…»

Последний роман писателя  — об эпохе Александра Македонского и вышел уже после смерти. Посвящён жене, Таисии Юхневской. Это была очень красивая внутренне, тонкая и глубокая женщина. Он ждал её в этой жизни. С 1955 года она была личным секретарём, сопровождала его во всех поездках. Её беззаветная любовь и забота продлили годы жизни и творчества Ивана Антоновича. Последняя супруга писателя стала верным соратником и незаменимой помощницей. Она, в свою очередь, тоже глубоко понимала и ценила его. Их союз имел начало в других воплощениях, они уже «знали» друг друга, поэтому в отношениях проявляли любовь и полное взаимопонимание.

В книге автор прослеживает истоки проблем, решение которых он показал в произведениях о будущем. Главная идея: отношения между людьми возможны на базе проявления высших качеств: гуманизма, любви к людям, дружбы, стремления к знаниям, — даже в инфернальном обществе, где царит рабовладение. Через весь роман проходит концепция «братства разумных людей», которое бы проявлялось как некое духовное родство и объединяло через понимание красоты и гармонии в качестве основы для взаимопонимания.

• Недописанный роман «Чаша отравы»

Базируясь на идее Вернадского о ноосфере, Ефремов намеревался проследить пути «отравления» сознания человека всеми возможными методами: через религию, СМИ и псевдонауку.

«Я хочу сказать, — пояснял Ефремов, — о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю.»

 «Если удалось хоть в какой-то мере помочь строителям будущего — нашей молодёжи — идти дальше, к всестороннему совершенству людей коммунистического завтра, духовной высоте человечества, тогда моя...-2

Мировоззрение и смыслы деятельности

«Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой.»

(«Таис Афинская»)

Мировоззрение Ефремова замечательно своей цельностью, в нём палеонтолог-эволюционист дополняет социального мыслителя, психолога и писателя, философа-космиста.

Идея, проходящая красной нитью через его произведения, — собирание жемчужин мысли и красоты, создаваемых человеком во все эпохи, приведёт к построению справедливого общества.

Основные источники: социалистическая мысль — диалектика марксизма, Н. Чернышевский, А. Богданов, Г. Уэллс; романтико-приключенческая литература — Г. Хаггард, А. Грин; русская поэзия Серебряного века — Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин (эти поэты цитируются во многих произведениях Ефремова); «Номогенез» биолога Льва Семёновича Берга; гуманистическая психология К. Роджерса и Э. Фромма; индийская философия; идеи русского космизма — К. Циолковского, В. Вернадского.

Предсказания и пророчества

• В рассказах «Последний Марсель» и «Звёздные корабли», «Путями старых горняков» и «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Озеро горных духов» и «Бухта Радужных струй» предсказал открытие алмазных месторождений в Якутии и голографию.

• В основу сюжета «Теней минувшего» легли мысли о том, как в горных породах под определённым углом освещения отражаются события прошлого. Через три года нобелевский лауреат Денеш Габор теоретически обосновал эффект голографии.

• В «Эллинском секрете» речь шла о таком понятии, как генная память.

• Во «Встрече над Тускаророй» автор размышлял над проблемой накопления «тяжёлой» воды в океанских глубинах.

• В рассказе «Атолл Факаофо» он предсказал особенности поведения жидких кристаллов.

• В книге «Туманность Андромеды» Ефремов изложил принцип геостационарной орбиты и идею трёхмерного телевидения.

Ефремов считал, что «научная фантастика решает свои задачи средствами научного правдоподобия, учитывая, насколько это возможно, реальные закономерности, научные и социальные. Фантазировать можно на любую тему — и о далёком будущем, и о давно минувших временах. На Западе фантазируют о чём угодно и как угодно. Но будущее этого жанра — целиком в научной обоснованности». Когда писатель работал, задумывался и размышлял над какими-то проблемами, у него вскрывалась память. Он понимал, что эти знания из прошлого.

Путь в грядущее

Книги Ефремова благодаря своей глубине и многослойности определили жизненный путь множества людей — от участников коммунарского движения и подвижников альтернативной педагогики до космонавтов. Его произведения переведены на многие языки, только в СССР и России издавались более 400 раз тиражом около 27 миллионов экземпляров, не считая дальнего и ближнего зарубежья.

Иван Антонович Ефремов был разносторонне образованным человеком, эрудированным учёным с высокоразвитым интеллектом и обладал редкой прозорливостью. Опора на научные знания делала его книги достоверными и доказательными. Благодаря необычной форме подачи и стилю письма — простому, лаконичному, даваемая им информация проникала в умы и сердца самых разных читателей, даже тех, кто был с ним не согласен, не оставляя никого равнодушным, мягко и плавно меняя представления о мире. Что, конечно, вызывало пристальный интерес и реакцию органов госбезопасности.

Ефремов осознавал, что знания и открытия, которые он приносил в современность, — из прошлого, что характерно для воплощённого представителя Расы, ведь в других жизнях он уже работал с ними. При этом его фантастика имела строго обоснованный научный характер, таким образом он протягивал сюда знания, которые принёс из прошлого.

Писатель также владел методом поточного письма и иногда им пользовался, входя в состояние, которое называл вдохновением, и создавая таким образом первоначальные общие картины всех своих произведений. Так проявлялось скрытое яснознание, дар предвидения, основанный на опыте прошлых жизней, когда он был учёным, путешественником, алхимиком. Но чтобы не пугать современников, называл себя фантазёром.

Не приходится сомневаться и в точности созданных им прогнозов и картин будущего, получивших подтверждение в жизни. В своих книгах Ефремов отразил целый диапазон реальностей — от прошлого до возможного коммунистического будущего, предрекая:

«Либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо вообще не будет никакого, а будут пыль и песок на мёртвой планете.»

Его произведения несут в себе не только точный научно-фантастический анализ будущей действительности, но и глубокое философское осмысление поисков возможностей выхода из системного кризиса, в который начал погружаться мир. Познать эту глубину только предстоит современному читателю. В этом востребованность творчества Ефремова во все времена.

Дорога в мир будущего невозможна без знания прошлого. Мир человека эры Кольца, который однажды сказал: «До звёзд ещё далеко, очень далеко, но жить-то нам на Земле, и надо её приводить в порядок». «Скажите, а наступит ли для нас эра Великого Кольца?» — спрашивают авторы фильма ТК «Культура» Человек Эры Кольца. Иван Ефремов(2007), посвящённого 100-летию со дня рождения Ивана Антоновича Ефремова, у Владимира Джанибекова. «Да мы уже в этой эре начинаем жить, — отвечает космонавт. — Эра Великого Кольца начинается с разума на планете... и мы начинаем приобретать эти вот черты вселенского мышления, но только в зародыше...»

Умер писатель 5 октября 1972 года на 65-м году жизни от сердечной недостаточности. По факту его смерти в КГБ СССР было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено только 4 марта 1974 года. До 70-х годов сочинения не публиковались. Реабилитация памяти началась в 1982 году. Спустя десятилетия, уже после краха СССР, будучи на пенсии, член ЦК КПСС П.Н. Демичев в 2002 г. сказал примерно следующее:

«Ефремов был великий человек. Если бы его не запрещали, а изучали, многих бед в последующем удалось бы избежать.»

Иван Антонович Ефремов примером жизни и творчества как непрерывного труда души указал нам путь в космическое грядущее. Привнесение знаний из прошлого для всеобщего блага и духовного развития в будущем и описание двух возможных путей развития человечества — ключевая задача на воплощение и главный смысл его деятельности на Земле.

Библиография:

«Встреча над Тускаророй» (1944)

«Катти Сарк» (1944)

«Озеро горных духов» (1944)

«Обсерватория Hур-и-Дешт» (1944)

«Последний марсель» (1944)

«Голец Подлунный» (1944)

«Атолл Факаофо» (1944)

«Белый Рог» (1945)

«Алмазная труба» (1945)

«Бухта Радужных Струй» (1945)

«Каллиройя» (1946)

«Звёздные корабли» (1947)

«Адское пламя» (1948)

«Путешествие Баурджеда» (1949)

«Путями старых горняков» (1950)

«Олгой-Хорхой» (1950)

«На краю Ойкумены» (1953)

«Тамралипта и Тиллоттама» (1954)

«Дорога ветров» (1955)

«Туманность Андромеды» (1956)

«Юрта ворона» (1958)

«Сердце Змеи» (1958)

«Афанеор, дочь Ахархеллена» (1959)

«Лезвие бритвы» (1963)

«Пять картин» (1965)

«Эллинский секрет» (1966)

«Час Быка» (1968)

«Таис Афинская» (1972)

@soradenie_rodina #труд_души #грядущее #наследие @soradenie