Сегодня коснёмся самой закрытой и страшной темы - истории мистических московских мест, которые настоящие коренные москвичи стараются избегать, держась от них подальше. История эта тёмная, старая и очень страшная, но я, как настоящий коренной москвич охотно с вами ею поделюсь и расскажу вам, что слышал от своих родственников и родных, имевших непосредственное отношение к этому месту. Речь пойдёт про облюбованный всеми приезжими московский монастырь или то, во что он превратился после закрытия под так называемое "спец обслуживание".
Итак. Давайте немного введу вас в курс дела.
Золотая осень в Новодевичьем монастыре, унылая пора очей очарованья, ливни, слякоть, первые холода. Не самое лучшее время и место для прогулок в эту дивную пору дождей по территории этого монастыря и его окрестностям. И тем не менее, именно в этом месте даже в такую заунывную пору можно встретить весьма странных и подозрительных личностей. Что они тут делают и почему именно в этом тихом и неприметном месте? Коренные москвичи давно уже обходят стороной этот монастырь с нехорошей историей, а приезжие с превеликим удовольствием прогуливаются по монастырю и его тёмным странным околоткам истории, которую они даже не знают. Да и некоторые москвичи не знают об этом месте ничего, кроме каких-то слухов и домыслов, в которые не хочется верить никому. Поэтому в этом репортаже я приоткрою вам страшную тайну этого странного места и почему коренные москвичи его не жалуют своим присутствием.
Про это место в Москве всегда ходили нехорошие слухи, тут всё мистическое и всё странное - тут повсюду кресты, опочивальни и гробницы, искусственные возвышенности и холмы. Но об этом чуть позже.
Но пройдёмся по значимым фактам истории этого места. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь— православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Это уникальное и неоднозначное место столичного региона. Монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.
Женская обитель расположена на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки, в настоящее время Большой Пироговской улицы. Является одновременно действующим монастырём и филиалом Государственного исторического музея. С 2010 года — церковный музей Московской епархии РПЦ. Место это прямо скажем не совсем "ухожее", как принято было говорить раньше. Но разве кто-либо вспомнит об этом сейчас, когда тут такая красота, холмики, дорожки, оградки, кладбище, кресты и пруды? Но давайте с вами вспомним всё?
Но известно это место москвичам совсем другим. На территории монастыря и в храме одно время можно было встретить немало странных личностей сомнительного поведения. В народе их принято называть - сектантами. Вели они себя странно и не замечать их было просто нереально. Монастырь одно время привлекал и манил в свои стены сектантов всех мастей и конфессий. Кого только здесь можно было не встретить.
Немало разных нехороших слухов гуляет и сейчас по столице об этом месте. К тому же, особенно в праздники в монастыре и в его окрестностях можно увидеть странных людей в странных одеяниях. По воспоминаниям очевидцев, эти странные люди тут обитали всегда, облюбовав собой этот монастырь, но в последнее время их количество значительно уменьшилось. На службах в одно время творилось то же что-то неладное - значительная часть прихожан представляла собой кем-то хорошо организованную группу, действия членов которой были строго регламентированы. Со слов некоторых работников монастыря, эта группа - последователи учения священника Георгия Кочеткова, служащего в этом храме Новодевичьего монастыря. Даже прогуливаясь по территории этой обители вы постоянно испытывали на себе их "косые" недовольные взгляды. Вам тут были явно недовольны и не рады.
Ни в одном православном храме вы никогда не увидели бы столько необычных прихожан, которые во время службы, находясь даже вблизи алтаря, не стоят, а сидят на складных стульчиках. Среди «сидящих» – были старые и молодые, мужчины и женщины. У всех на коленях лежали одинаковые книжечки, которые они сосредоточенно читали в течении всей службы. Любые попытки узнать, что это за книжечки - не увенчались бы успехом. Судя по всему, рядовым сектантам было строго запрещено говорить с кем бы то ни было не из их сообщества. Большинство из них, кстати, выглядели весьма опечаленными и подавленными... И узнать их было совсем несложно.
Но не странные замашки посетителей храма меня вдохновили на посещение данной обители, а тёмная история монастыря и то, что творилась в стенах этой обители в период революции при так называемом кровавом режиме ленинского террора.
Я множество раз был в этом монастыре и вся современная история жизни монастыря проходила перед моими глазами. Долго я себя отговаривал от этого, но несмотря на всё, решил прогуляться по современному Новодевичьему монастырю до реконструкции, прихватив с собой пару профпригодных для погоды фотокамер для детальной съёмки объектов истории революции, да именно революции, потому что речь пойдёт про революционное время, когда монастырь официально прекратил свою работу и его передали в ведение новой власти. К тому же, в столице золотая осень - как раз самое удачное время для данной миссии.
И вот что из этого вышло...
Новодевичий монастырь...
Новодевичий монастырь. Чеботарная башня
Новодевичий монастырь. Колокольня с храмом Варлаама и Иоасафа
Церковь Спаса Преображения
Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божьей Матери
Новодевичий монастырь - место достаточно странное и весьма мистическое. Чтобы в этом убедиться, достаточно прогуляться по территории монастыря.
Раньше тут располагалось древнее кладбище и монастырь по сути являлся усыпальницей для многих известных имён и сословий. Место это являлось не ухожим.
История монастыря достаточно странная, особенно в сложный для страны период революции. Меня интересовал только один вопрос: - Почему революция выбрала именно этот монастырь в качестве своей профилактической работы с врагами революционного движения, с несознательными классовыми элементами и прочей шелухой?
Вернёмся к истории. Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы "Одигитрии".
С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово.
Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России. Тут были расположены усыпальницы всех знатных княжеских и боярских фамилий.
Расположение в пригороде Москвы у начала Смоленской дороги определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах.
В 1612 году под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов. Почему-то этому событию отведено небольшое место в истории этого монастыря. И тут историки, и краеведы расходятся во мнениях относительно захвата монастыря поляками.
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом её же ссылки.
После стрелецкого заговора 1698 года Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Тут же она и скончалась в 1704 году. Где вы встретите хоть один монастырь, где бы скончалась настоящая царевна и правительница страны? И это сыграло свою определённую роль в истории монастыря для прихожан.
Новодевичий монастырь. Колокольня с храма Варлаама и Иоасафа
Новодевичий монастырь. Колокольня с храма Варлаама и Иоасафа
Новодевичий монастырь. Колокольня с храма Варлаама и Иоасафа
Но вернёмся в наше время. Осень в монастыре. В этот период времени тут всё благоухает в красивых ухоженных ёлочках. Но гнетущее состояние постоянно напрягает. Стоит обернуться - и за тобой кто-то наблюдает и прячется в узких хилых оконцах местной архитектуры. Не зря про это место в Москве ходят нехорошие слухи, ох не зря.
Но вернёмся к прогулке по осеннему монастырю...
С начала XVIII века Новодевичий монастырь теряет статус "придворной обители". А после 1764 года Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ монастырь был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны.
Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном был занят весь монастырь и превращён в военный корпус французской армии Наполеона, а по выходе неприятеля спасён от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестёр во главе с Саррой Николаевной.
Что же тут было в стенах монастыря? Вплоть до ХХ века тут продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века. Сёстры трудились в швейной мастерской.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря, его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 года начинаются планомерные реставрационные работы в монастыре. Из обители пытаются воссоздать значимый архитектурный ансамбль.
Но всё меняет революция и новая власть рабочих и крестьян во главе с коммунистами. И это самая печальная и страшная история монастыря.
С приходом революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. Этот монастырь превращается в одно из самых странных и опасных мест столицы. Монастырь захватывают люди с винтовкой, выставляют охрану, превращают обитель в закрытое учреждение. Тёмные дела творились за стенами этого монастыря и за его пределами в этот кровавый период жестоких ленинских чисток и репрессий. В округе пропадал народ, а люди обходили стороной это место, где командовали доблестные сотрудники ленинской чистки.
Вы слышали что-нибудь про жестокие ленинские чистки в Москве, когда народ или как его называли - контрреволюционный и подозрительный элемент, пропадал на улицах? Данный монастырь хранит в себе немало тайн и секретов о суровых годах правления революционеров. И дело тут совсем не в нехорошей истории монастыря. В суровые ленинские годы "эпохи великих нелегалов" в стенах монастыря безвинный народ пачками укладывали по тем или иным обвинениям и подозрениям, и там же завершали судьбы, имена и фамилии прямо на заднем дворе. Хотя достоверных источников деяний ленинцев не сохранилось, но старожилы помнят всё. Там и холмики имеются, которых на старых изображениях монастыря не было до 1917 года, где и сейчас копать нельзя, да и не гулять лучше в этой части монастырского парка. Некоторые москвичи знают это место и тоже обходят его стороной, охотно показывая в сторону реки: "Там вон не гуляй!" Да и сейчас это достаточно страшное место с жуткой энергетикой, от которой не по себе становится всяк сюда пришедшему.
Некоторые местные жители ещё помнят страшные истории от своих дедов и прадедов о монастыре, и жестоких революционных репрессиях, которые творились за стенами в период захвата обители людьми с винтовкой. В годы революции от таких мест держались дальше и обходили их, крестясь и чертыхаясь, от греха подальше.
Официально с 1922 года монастырь полностью закрывается на так называемое - спецобслуживание.
Монастырь переходит в управление новообразованной Советской власти. С периода 1922 года монастырь становится режимным охраняемым объектом, официально - музеем, и переходит в государственную собственность организаций, о которых ничего не известно. Известно лишь, что с 1922 года монастырь охраняли люди с винтовкой - Латышская стрелковая советская дивизия под командованием И. И. Вацетиса, помощником которого являлся небезызвестный чекист Ян Карлович Берзин, в составе 9 стрелковых полков. Чем занимались Латышские стрелки из подразделения всем известного Яна Карловича Берзина - остаётся только догадываться. Но с 1922 года монашеская жизнь в древней женской обители полностью прерывается - на 72 года.
В 1928 году прекращается богослужения в Успенской церкви. И это достаточно значимый для истории факт, когда обитель находилась под властью людей с винтовкой с 1922 года. С какой целью на территории режимного объекта Советской власти работала Успенская церковь, когда по всей Москве церкви сносились и переходили в управление органов революционный власти - весьма непонятно.
Но остаётся в истории ещё один немаловажный факт, о котором стоит упомянуть. В 1929 году была проведена "расчистка" кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело - около 100. Зачем нужно было перекапывать древнее кладбище монастыря людьми с винтовкой в руках - остаётся только догадываться. И разумеется, никакой информации о лицах, захоронённых на кладбище нет, информация активно чистилась органами ВЧК, РККА, НКВД и далее по списку. И это самая тёмная и засекреченная история этого места Москвы. Никаких фактов, ровно как и имен тех 2711 захороненных на монастырской территории и за её пределами вы не найдёте. Не берусь предполагать о количестве реально захороненных на монастырской территории, но предполагаю, что их гораздо больше, чем официальное.
Прогулки по монастырю рано или поздно приводят к местному монастырскому оскверненному кладбищу. Да и сама дорога к этому месту достаточно странная, нагнетающая ужас и страх, и всякие нехорошие мысли приходят в голову. И вспоминаются слова старой бабки на входе в монастырь: "Не ходи ты там, милок!"
Но история монастыря продолжается. Так в 1944 году по благословению патриарха Алексея I открывается Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
К 1980 году Государственный исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом паломничества туристов и гостей столицы.
Осенью 1994 году в Новодевичьем монастыре восстанавливают монашескую жизнь, молитву и служение.
В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря возвращают Русской Православной Церкви.
И конечно же, несмотря на нарочитую ухоженность и излишний шик, тут повсюду кресты. Они тут повсюду. Ни в одной обители нельзя встретить такого огромного количества крестов. Стоит поднять голову и кресты тут окружают тебя со всех сторон. Кресты тут повсюду.
Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божьей Матери
Новодевичий монастырь. Церковь Спаса Преображения
Новодевичий монастырь. Вход в собор Смоленской иконы Божьей Матери
В Новодевичьем монастыре множество усыпальниц и часовен. И вообще весь монастырь создает впечатление какого-то кладбища. Это крайне необычный монастырь. Везде чья-нибудь семейная могила. Вот например Часовня-усыпальня Прохоровых.
Новодевичий монастырь. Часовня-усыпальница Прохоровых
Новодевичий монастырь. Церковь Спаса Преображения
Новодевичий монастырь. Церковь Спаса Преображения
Новодевичий монастырь. Солнечные часы на фасаде Лопухинских палат
Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери
Новодевичий монастырь. Церковь Спаса Преображения
Новодевичий монастырь - картина маслом
Ансамбль Новодевичьего монастыря. Лопухинская башня
Теперь вы поняли, почему коренные москвичи и люди знакомые с историей монастыря от своих близких и родных избегают, и обходят стороной это жуткое, странное и мистическое место столицы, где некогда царили жестокие порядки беспощадных революционеров, где стояли войска Наполеона, где перекопаны могилы усопших?
Настоящие коренные москвичи помнят всё. А приезжим вместе с новыми москвичами любой схрон в радость, лишь бы погулять, повеселиться и пофотографироваться на общественном могильнике заброшенного кладбища.
Чтите и помните историю своего родного города, дорогие мои москвичи!
ВОТ ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО НАШ ГОРОД:
Райские балконы доктора НКВД Майрановского в центре Москвы. Тут лучше не гулять даже днём - тут!
Райские сады Москвы или расстрельные полигоны НКВД. Совхоз имени XXI съезда КПСС - тут!
Мистическая усадьба Царицыно или проклятие масона Баженова в деревне Чёрные грязи - тут!
Райские сады Москвы или расстрельные полигоны НКВД. Совхоз имени XXI съезда КПСС - тут!
Максим Новиковский
МОЙ ВК ТУТ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ
МОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОХУДЕТЬ, КАК Я НА 46 КГ - ТУТ
Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.
#история #москва #новодевичиймонастырь #фотография #фото #мистика #архитектура #культура #максимновиковский #люди #москвичи #нквд #ленин #сталин #общество #люди #церковь #монастырь #яндекс #фоторепортаж #фотограф #ркка #нквд #вчк #ленин #ленискиечистки #максимновиковский #янкарловичберзин #латышскиестрелки