Найти тему

Хорошие детские книги, которых не было в СССР, и которые появились у нас только после распада Союза

Выбранный заголовок претендует на большой обзор. Но сегодня я ограничусь буквально несколькими книжками, связывает которые личность одного человека - художника Фёдора Рожанковского.

Рожанковский родился в Российской империи в 1891 году, жил в Ревеле и Санкт-Петербурге, учился в Москве. Но после Первой мировой войны оказался в Польше, а потом перебрался во Францию.

В России на тот момент уже строилось советское государство. Вернуться на родину Рожанковский, когда-то призванный в Белую армию, не мог. В Париже он встретил эмигрировавшего писателя Сашу Чёрного, с которым уже был знаком. Они стали работать вместе: появились книги «Живая азбука», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», проиллюстрированные Рожанковским.

Книги Саши Чёрного, это тоже книги, которых не знал массовый советский читатель – но это уже другая история, и сегодня речь не о них.

С книг Чёрного начался "взлёт" иллюстратора Рожанковского, про которого в СССР мало кто знал, но чей вклад в мировую культуру неоспорим.

В тридцатые годы во Франции Рожанковский (вместе с рядом других русскоязычных художников среди которых был, например, Иван Билибин) принял участие в работе над серией книжек-картинок "Альбомы папаши Бобра", которая во многом определила развитие детской литературы не только во Франции, но и во всем мире. Самой известной работой Рожанковского в этой серии стала книга "Мишка" французской писательницы Мари Колмон.

-2

Во Франции даже сейчас эта добрая трогательная сказка считается одной из главных рождественских детских книг. Рассказывается в ней про плюшевого медвежонка с русским именем Michka, который убежал от своей хозяйки, не желающей заботиться об игрушках. После череды приключений и встреч в зимнем лесу Мишка узнаёт о Рождестве и начинает развозить детям подарки...

-3

...Ну а последним подарком – для небогатого болеющего мальчика – оказывается сам Мишка, пожертвовавший своей свободой...

-4

Книга вышла в 1941 году, она была переведена на множество языков, но русскоязычный читатель познакомился с ней только в 2015 году. Кое-где в магазинах она даже еще залежалась, так что я рекомендую приобрести эту книгу, пока есть такая возможность.

В 1940-ые Рожанковский перебрался в США и плодотворно там работал. Не буду перечислять все книги, которые он тогда оформил, скажу только, что Рожанковский по сей день является единственным русскоязычным художником, получившим престижнейшую премию "Медаль Калдекотта". Вручается она за лучшую иллюстрированную книгу для детей. Рожанковский получил ее за работу над книгой "Сватовство лягушонка" Джона Лангстаффа – музыканта, педагога и детского писателя (но вообще у этой сказки-песни народные корни).

Нужно ли говорить, что книжка эта хорошо известна за границей, а в нашей стране она появилась только несколько лет назад?

Не очень давно на русском языке вышли еще две известные книги с рисунками Рожанковского: "Луговая считалочка" все того же Лангстаффа, и сказка "Бельчонок Сорванец", издававшаяся в уже упомянутой французской серии "Альбомы Папаши Бобра". Еще было издание сказки "Три медведя" с его рисунками. Да, кажется, и всё...

-7

Так что в российских магазинах иллюстратор Рожанковский представлен не очень широко. Но это далеко не всё наследие художника. И хочется верить, что рано или поздно к нам придут книги с иллюстрациями, которые видели только зарубежные читатели.

-8

К слову, сам Рожанковский не был хэйтером ненавистником советской власти и Советского Союза. Он почти сразу признал новое государство. Никогда не забывал своих корней и активно использовал русские мотивы в своем творчестве. Рожанковский был знаком с советской школой иллюстрации, и неоднократно приезжал в СССР туристом.

"Два великих события определили ход моего детства. Меня водили в зоопарк, и я увидел самых удивительных существ на земле: медведей, тигров, обезьян и северных оленей, и, хотя мое восхищение было на пределе, мне подарили набор цветных карандашей. Естественно, я сразу же начал изображать животных, которые захватили мое воображение. Также, когда мои старшие братья, которые учились в столичных школах, приезжали домой на каникулы, я пытался копировать их рисунки и подражать их картинам" - Фёдор Рожанковский
-9