Найти в Дзене
NK

Дама Эмма Томпсон. Творческий портрет актрисы

Для того чтобы написать актерский портрет замечательной Эммы Томпсон потребуются одновременно все краски мира, а чтобы добиться точности в передаче образа, необходимо будет использовать все известные техники живописи, - настолько разнообразна её творческая биография. Исполнительская амплитуда актрисы поистине огромна, если не бесконечна...

 📸: Chris Levine (The New Yourker)
📸: Chris Levine (The New Yourker)

Дама Эмма не входит в число тех актрис, которые грезили о театральных подмостках или об объективах кинокамер с детства, не смотря на то, что её родители сами были актерами. Юная Эмма была серьезно увлечена литературой и изучением языков, она обожала читать и в целом обладала широким кругозором, что, конечно, в дальнейшем серьёзно повлияло на её актёрское развитие.

📸: Charlotte Hadden
📸: Charlotte Hadden

Ранние увлечения девушки привели её в Кэмбридж, где она изучала английскую литератуту, а не в театральную академию. Однако, уже в институте Эмма пришла к своей лицедейской деятельности. Она вступила в известный театральный клуб "Footlights", где они совместно с партнерами, в числе которых были Стивен Фрай и Хью Лори, принимали участие в различных постановках и создали свое скетч-шоу.

-3

Их выпускная постановка «The Cellar Tapes» имела успех и привела эту творческую группу в короткометражный комедийный сериал "Альфреско", откуда собственно и начался профессиональный кинематографический путь Эммы Томпсон. Позднее она участвовала в проектах BBC "Тутти Фрутти" и "Фортуна войны", а параллельно с этим играла в мюзикле "Я и моя девушка" театра Вест-Энда. Таким образом, минуя театральную академию Дама Эмма оказалась на сцене. Позднее, в одном из своих интервью, она говорила о том, что театральная подготовка является наиболее важной и полезной в процессе становления актёра. В этом смысле невероятно важно обучение профессии для приобретения техники "игры". При этом для Томпсон в театре первостепенна реакция публики, а в кино - непосредственно сам процесс съемок.

-4

По выражению Джеймса Монако, написавшего книгу "How to Read a Film: Movies, Media, and Beyond", Эмма Томпсон захватила британский кинематограф в 90-х годах прошлого столетия. Вместе со своим бывшем мужем Кеннетом Брана они создали множество замечательных кинолент того времени: "Генрих V", "Оглянись во гневе", "Умереть заново", "Много шума из ничего"... Но Эмма не осталась в тени супруга, а продолжала покорять кинематограф своим уникальным актерским дарованием.

Надо сказать, что Томпсон не та актриса, которая в какой-либо момент своей карьеры позволила бы себе заниматься самолюбованием. Она глубока и серьёзна в своём отношении к материалу, который предстоит воплотить на сцене или киноэкране. Ещё в ранние годы обучения в Кэмбридже Дама Эмма открыла для себя проблему феминизма. Во время изучения викторианской литературы будущая актриса, которой предстояло стать известной по всему миру, наткнулась на книгу С. Гилберт и С. Губар "Безумная на чердаке: женщина-писатель и литературное воображение девятнадцатого века", в которой викторианская литература рассматривалась с точки зрения феминистской теории. Идеи этого движения в последствии оказали влияние и на творческий путь Эммы, которая никогда не представляла своих героинь слабыми или находящимися в более уязвимом положении относительно мужчин.

-5

Со временем зрителям и критикам стало понятно, что Томпсон являет собой в целом актрису-активистку, использующую свою медийную узнаваемость для отстаивания тех интересов, которые она считает значимыми. Уже многие годы она погружена в вопросы экологии и грамотного природопользования. А потому помимо того, чтобы максимально глубоко чувствовать "боль" своих персонажей, она наделяет их переживаниями сегодняшнего дня. И это во многом способствует такому уважительному признанию её актерского таланта по всему миру, которое началось уже с её первых значимых ролей в кино.

Говардс-Энд (1991)

Картина "Говардс-Энд" стала одной из решаю щих в кинокарьере Эммы Томпсон, так как именно эта роль принесла актрисе мировую славу.

Мисс Томпсон, которая была очаровательной актрисой в фильмах "Генрих V" и "Умереть заново", снятых ее мужем Кеннетом Браной, вступает в свои права в роли мудрой, терпеливой Маргарет Шлегель. Мисс Томпсон даже умудряется быть красивой, убедительно играя роль женщины, которой не положено быть красивой, - широкая улыбка и торжественное выражение лица. (VINCENT CANBY, NY Times)

Главным партнером актрисы здесь стал великий Энтони Хопкинс. Позднее Эмма Томпсон встретилась с актером в фильме "На исходе дня" (1993), а затем ещё много лет спустя - в экранизации "Короля Лира" (2018), где сэр Энтони исполнил заглавную роль, а дама Эмма претворворила в жизнь образ его старшей дочери Гонерильи.

Эмма Томпсон со своей статуэткой "Оскар" на церемонии в 1993 году
Эмма Томпсон со своей статуэткой "Оскар" на церемонии в 1993 году

За свою роль в фильме "Говардс-Энд" актриса была удостоена премии "Оскар". Следующий свой Оскар в 1996 году актриса получила как автор лучшего адаптированного сценария к фильму "Разум и чувства" по роману Джейн Остин.

Разум и чувства (1995)

Этот "эксперимент" в написании сценария Эммой Томпсон оказался более чем успешным, и в последствии она продолжила свою деятельность на писательском поприще. Но сейчас про "Разум и чувства", киноадаптация которого осуществлялась актрисой около 5 лет, в течение которых было создано 17 вариантов сценария, а самый первый составил 600 страниц (при норме в 120). Предложение о создании экранизации великого романа Остин Эмма получила от продюсера картины Линдси Доран, которая очень верила в писательский талант актрисы.

После пяти лет работы над сценарием (пусть эпизодической и отрывочной), я просто физически ощущаю высвобожденную энергию. Бюджет картины, этот кабинет, находящиеся в нем люди - все это не просто плод моего воображения! На какую-то долю секунды меня охватывает паника. (Эмма Томпсон. "Разум и чувства: сценарий и дневник съемок"). Так актриса зафиксировала в своём дневнике путь к воплощению в жизнь собственных литератарных трудов.

Сама же Дама Эмма сыграла в этой картире роль старшей сестры Элинор, которая скорее является сторонницей сдержанного проявления своих чувств, а решения принимает с чистым разумом. Томпсон блестящим образом сыграла свою героиню, очень точно дополняя её теми красками, которые необходимы персонажам "Остиновского мира", чтобы быть понятными современному зрителю. А их сцена объяснения в любви с героем Хью Гранта в целом достойна занять место в ряду лучших мелодраматических фрагментов.

Но не смотря на такой яркий успех в определенном амплуа, актриса не застряла в образах "классических девушек из прошлого" и в драме. В 1994 году она появилась на экране в комедии "Джуниор" вместе с А. Швайценегером и Дэнни ДеВито. Эмма создала современного персонажа, смешного, милого, неправильного в общем смысле. Тогда же стали появляться в фильмографии актрисы остросоциальные и политические картины такие, как "Основные цвета".

Реальная любовь (2003)

Одним из самых любимых зрителями фильмов нулевых с участием актрисы стала рождественнская романтическая комедия "Реальная любовь", в которой также снялись ведущие английские и американские актеры. Здесь Эмме отведена роль жены, которую предал муж, и пожалуй, это самая драматичная новелла этой кинокартины. Карен стала одним из любимейших персонажей истории благодаря точному и тонкому созданию образа Даммой Эммой, тому как она передала боль и разочарование своей героини.

"Если это правда, что демонстрация эмоций - величайшее представление на земле, то Томпсон - это Барнум и Бейли, олицетворяющие как боль, так и радость. ... ее изображение горя в фильме “Реальная любовь” (2003) стало культовым в британской популярной культуре". (John Lahr "Emma Thompson’s Third Act", The New Yourker)

В фильме "Реальная любовь" Эмма снялась в паре со своим другом Аланом Рикманом, в общей сложности они осуществили 5 совместных поектов: "Разум и чувства", "Поцелуй Иуды", "Реальная любовь", "Гарри Поттер" и "Песня ланча". А также Эмма снялась в главной роли в фильме Рикмана "Зимний гость".

Песня ланча

Картина "Песня ланча" был создана для двух актеров по поэме Кристофера Рида. История очень камерная, спокойная, где есть только Он и Она. Герои встречаются спустя годы после окончания их романа. Он цепляется за прошлое, а она живёт в настоящем. Рикман и Томпсон - это дуэт высочайшего класса, а их уникальное партнерство делают этот непродолжительный телефильм настоящим шедевром исполнительского искусства.

Томпсон здесь великолепна настолько, что трудно представить себе какую-либо другую актрису, которая могла бы так безошибочно передать необходимое сочетание откровенности и сочувствия для своего персонажа. (John Preston, The Telegraph)

Моя ужасная няня (2005)

После невероятного успеха фильма "Разум и чувства" и полученного Оскара Эмма стала признанным мастером в рядах сценаристов и потратила целых 9 лет жизни на то, чтобы сделать адаптацию детских сказок Кристаны Брэнд про няню Макфи для киноэкрана. Именно умелое перо актрисы Томпсон позволило состояться этой экранизации книг.

Вместе с этим Дама Эмма взялась исполнить главную роль в этом фильме, она воплотила в жизнь саму Няню Макфи. Смелая актриса не побоялась выглядеть на экране непривлекательно и смешно. Будучи по натуре комическим исполнителем, Томпсон наслаждалась этим перевоплощением в неказистую женщину с бородавками, огромным носом и сросшимися бровями.

"Это была очень сложная картина для написания сценария и для самих съемок. Но это было просто какое-то облегчение или что-то в этом роде, когда я увидел этого персонажа, который не имел ко мне никакого отношения". (Эмма Томпсон)

К слову, в фильмографии актрисы есть героини-писательницы, и кто, как не блистательная Дама Эмма, смогла бы так же точно передать внутренний мир человека, орудующего словом. Карэн из кинокартины "Персонаж" является ярким тому примером.

📷: Кадр из фильма "Stranger Than Fiction"
📷: Кадр из фильма "Stranger Than Fiction"

Спасти мистера Бэнкса (2013)

Позднее актриса принялась за создание образа Памелы Трэверс - автора популярных детских книг о Мэри Поппинс. К удивлению многих кинодеятелей Эмма не получила номинацию на Оскар за эту роль, а Мэрил Стрип даже написала подруге письмо, полное поддержки. Но жизнерадостная дама Эмма отнеслась к этому философски, выразив идею о том, что занимается своей работой не для получения кинонаград.

Женщина, воплощаемая на экране талантом Эммы Томпсон, не зарекомендовала себя как приятного человека, а потому актрисе пришлось создавать сложный, многогранный образ, полный противоречий. Но она не оставила свою героиню один на один с её тяжелым характером, а попыталась передать её уязвимость, ранимость и в некоторой степени беззащитность.

Главным образом, фильм является свидетельством таланта Эммы Томпсон. Она великолепна в роли Трэверс, жительницы Лондона австралийского происхождения, которая приезжает в Лос-Анджелес в 1961 году на пару напряженных недель во время подготовки к съемкам фильма, вышедшего на экраны три года спустя.
На экране есть и другие прекрасные актеры, в том числе Том Хэнкс в роли Диснея и Пол Джаматти в придуманной роли водителя лимузина и звукооператора в роговой оправе. Но Томпсон - это шоу. Каждое язвительное замечание, каждое желчное высказывание вызывает отклик. А потом она заставляет вас плакать. (Michael Phillips, Chicago Tribune)

Здесь стоит отметить, что при создании роли человека, реально существовавшего в истории, Дама Эмма занимается серьезным исследованием биографии своей героини: много изучает и читает о её жизни. А про свою роль в этой картине она говорила: «Это был лучший сценарий, что я прочитала за последние годы, и самая сложная роль в карьере – я ещё никогда не играла такую противоречивую личность. Но работа оказалась сущим наслаждением!»

Удивительная миссис Мэй / Закон о детях (2017)

В фильме "The Children Act" актриса предстает перед зрителями в образе судьи, которая занимается юридическими вопросами, касающимися несовершеннолетних граждан. Встреча с одним из участников очередного процесса оказывает серьезное влияние на характер героини и её дальнейшую судьбу.

Актриса играет кого-то, чей мозг постоянно работает, что она изображает как своего рода отвлечение: пока ее тело находится в кадре, ее разум часто находится за много миль, думая о детях — о тех, кого она спасла, о тех, кого она потеряла, и о детях, ее собственных, которых у них с Джеком никогда не будет. (Peter Debruge, VARIETY)

Рассуждая об этой картине, критики нередко высказывали мнение о том, что актриса "играет одну из самых тонких и трогательных ролей за всю свою карьеру". (Stephen Farber, The Hollywood Reporter) Особое значение же здесь имеет то, насколько филигранно Томпсон работает со своей мимикой, передавая мельчайшие изменения настроения и хода мысли. Это достигается в том числе её глубочайшей проработкой психологии героини. "Я пошла и посмотрела на работу судей. И одной из первых вещей, которые я заметила, было то, что слушали в основном женщины. Они слушали с особой мускулатурой и намерением, как будто слушали всем телом, а не только ушами. Они работают на уровне, который я нашла чрезвычайно впечатляющим".

В прямом эфире (2019)

Для роли в фильме "Night show" актриса была вынуждена погрузиться в мир телевизионных шоу, так как здесь она предстает перед зрителем в образе телеведущей ночного шоу (как следует из оригинального названия). Кетрин Ньюбери - героиня Дамы Эммы - ведет собственную передачу уже долгие годы, и за это время несколько отрывается от современной жизни. И именно эту проблему призвана решить новая участница её команды писателей. Очень феминистская работа актрисы.

С ее декларативной резкостью и способностью бить по яремной вене Томпсон действительно кажется прирожденной ведущей ток-шоу. Даже когда она просто шутит, она основывает «Late Night» на чем-то реальном. (Owen Gleiberman, VARIETY)

Героиня Дамы Эммы в этой картине резка, а порой и противно груба, но при этом не лишена душевности и чувствительности. Она предана своему делу и мужу, не смотря на все критические и сложные моменты её жизни. Томпсон позволяет стать своему персонажу слабой, чтобы зрители почувствовали её драму и вместе с ней пришли к достойной развязке.

Круэлла (2021)

Баронесса - роль, которую исполняет в картине "Круэлла" актриса, - нарцистичная, одержимая и жестокая владелица модного дома. Описывая этот образ, коллеги Эммы отмечали её очарование и соблазнительную злобу, ведь это отрицательная героиня, она - главный протагонист в истории Круэллы.

Многие зрители сравнивают образ Баронессы с Мирандой Пристли из культового фильма "Дьявол носит Prada", где эту роль виртуозно воплотила Мерил Стрип. В этом случае хочется поспорить о природе двух этих героинь. Баронесса, в отличие от своей предшественницы, абсолютно лишена человечности, что и демонстрирует своим исполнением актриса.

Образ Дамы Эммы в этом фильме нередко называют Величайшей злодейкой, актриса не подбирает здесь ключики к оправданию своей героини, она играет воплощение злодейства и надменности.

Мало кто может изобразить испепеляющее высокомерие с большей прямолинейной убежденностью, чем Томпсон - актриса, которая может поднять бокал за себя ("Выпьем за меня"), как будто это самая логичная вещь в мире. Она просто умница. Она также в конечном итоге проливает свет на более глубокий концептуальный изъян в “Круэлле” и, возможно, на более масштабную кустарную индустрию по превращению запоминающихся злодеев в замученных антигероев. В фильме, якобы рассказывающем о происхождении великого злодея, именно Баронесса Томпсон выступает в роли настоящего великого злодея. (JUSTIN CHANG, LA Times)

Любовь по вызову / Удачи тебе, Лео Гранде (2022)

В одном из своих последних фильмов (на сегодняшний день) Дама Эмма исполняет роль бывшей учительницы Нэнси, которая обращается к услугам "мужчины по вызову". Это смелая, яркая и трогательная работа актрисы заслужила многочисленные отзывы восхищения и признательности. По уровню открытость и честности это, пожалуй, одно из самых нужных киновысказываний последних лет. Это кино создано для того, чтобы зрители смогли полюбить себя, пройдя весь путь принятия вместе с героиней Эммы Томпсон.

Эмма Томпсон играет несовершенную и наполненную тревогами Нэнси. У нее есть свои проблемы внутреннего сексизма, которые не дают ей добиваться того, чего она действительно хочет. Томпсон так хорошо умеет выражать весь спектр противоречивых эмоций, которые постоянно крутятся у Нэнси в голове. Настолько, что мы, как и Лео, можем временами злиться на нее, но мы никогда не устаем желать увидеть, как будет развиваться ее путешествие. (CHAUNCEY K. ROBINSON, People's World)

Сыграв в этом фильме, Эмма Томпсон сделала очень серьёзный вклад в культуру боди-позитива, за что ей могут быть благодарны многие женщины и мужчины. А последующие многочисленные интервью актрисы, раскрывшие всё её волнение при работа над фильмом, позволяют в ещё большей степени уважать откровенность и силу Дамы Эммы.

Актриса Эмма Томпсон всегда разная и неповторимая в своих работах. Она проживает историю каждой героини максимально глубоко. А потому все эмоции её персонажей кажутся такими органичными.

Одни из лучших "сцен слёз" в кино были созданы именно Эммой. Сама актриса рассказывала, что такое исполнение возможно только при реальном переживании чувств, двигающих персонажа по сюжету. "Когда я была моложе, мне было 20, и мне пришлость плакать в первый ращ, я понятия не имела, как это сделать, потому что я не заканчивала театральную школу. Поэтому я думала о смерти моего отца, которая всё ещё сильно ранила меня. Это помогло для первых двух дублей. Но с годами я научилась плакать из-за того, что переживает персонаж. Я погружалась в судьбу героини, это дает возможность испытать то, что заставляет её плакать в данный момент. Это словно Вы не присутствуете в себе" (Inside Culture).

При этом, конечно, Дама Эмма соблюдает строгий баланс между реальным миром и миром фантазии: "Невозможно сыграть хорошо, не прожив жизнь за персонажа. Но после нужно как-то избавиться от этой роли, забыть её. С годами я научилась справляться с этим, договариваясь с собственным подсознанием".

-19

Надо сказать, что за время своей долгой карьеры Эмма всегда была одинаково прекрасна как в романтических комедиях ("Как украсть бриллиант", "Последний шанс Харви"...), так и в классических трагедиях. Томпсон может заставить зрителя и плакать, и смеяться, а иногда и делать это одновременно. Она абсолютно органична в ролях бесчувственных стерв, характерных клоунесс, внеземных существ и трогательных (вполне земных) девушек. И это происходит не смотря на то, что некоторые образы, по признанию актрисы, ей не совсем интересны (Про фильмы "Гарри Поттер"): «Сначала я категорически отказалась. Понимаете, эти фильмы — не моё, в них нет штучности, ручной работы, они меня эмоционально не затрагивают. Но потом я всё-таки пошла на встречу студии и уже отснялась в последних сериях в роли профессора Трелони».

Дама Эмма Томпсон - актриса великого дарования. Она универсальный "боец", которой под силу воплотить на экране или на сцене героиню любой эпохи, любого социального статуса и любого характера. Она не боится быть смешной, не боится представлять образы злодеек и неуравновешенных личностей. Она даже смогла преодолеть стеснение в отношении собственного тела, чтобы донести до зрителей очень важную мысль о принятии себя и любви к себе. А зрители в свою очередь ответили актрисе огромной благодарностью, собственно, как это происходит в отношении каждой роли актрисы. ❤️

Спасибо за внимание!