Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уверен в том, Россия и Китай не только не разделяют натовские ценности, но и угрожают установленному западными странами миропорядку. Какими именно своими ценностями Москва и Пекин так сильно встревожили генсека, стало понятно из телефонного звонка, который состоялся в понедельник, 9 января.
Последняя неделя 2022 года для китайских дипломатов должна была стать почти рутинной. Ничто не предвещало бури. 23 декабря состоялся во многом протокольный телефонный разговор главы МИД Китая Ван И с госсекретарем США Энтони Блинкеном. В который раз американский дипломат попросил своего китайского коллегу не бросать трубку, когда звонят из Вашингтона. Ван И в ответ не менее протокольно в очередной раз потребовал от Белого дома уважать интересы Китая. На том и разошлись.
В МИД Китая «новый год» наступил 30 декабря
Казалось, мир может спокойно отправиться встречать Новый год. А вот в китайском МИДе «новый год» наступил 30 декабря. Впервые за последние 10 лет у страны появился новый министр иностранных дел. Им стал китайский посол в США Цинь Ган, который считается сторонником «ястребиной» политики.
Новая головная боль Байдена
Тут же напрягся далеко не только генсек НАТО. Цинь Гана западные СМИ назвали новой головной болью президента США Джо Байдена. А в Госдепе сильно пожалели, что демонстративно игнорили китайского посла, отказывая ему во многих запрашиваемых посольством Китая встречах с американским руководством.
У НАТО по поводу Цинь Гана тоже нет никаких иллюзий. Столтенберг не стал скрывать, что прекрасно понимает, для чего в Пекине поменяли министра.
«Их (Россию и Китай — aif.ru) объединяет то, что они хотят другого миропорядка. Дело в том, что они не разделяют наши ценности и пытаются отстаивать интересы, которые нарушают нашу веру в свободу и демократию. В этом опасном мире страны альянса должны держаться вместе», — заявил 7 января генсек.
«Лучший стрелок» из Пекина
Иными словами, Цинь Ган стал своеобразным дипломатическим оружием, лучшим стрелком (на английский переводится, как «топ ган»), если можно так выразиться, которого выбрал Пекин для улучшения отношений с Москвой и нейтрализации мирными способами угроз со стороны Вашингтона.
Еще один немаловажный нюанс — именно 30 декабря (в день назначения Цинь Гана на высокий министерский пост) в формате видеоконференцсвязи состоялись переговоры между президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином.
И Сергей Лавров, и Цинь Ган работали в США. Так что не понаслышке знают, с кем имеют дело в Вашингтоне. Что же касается тех ценностей (принципов), на которых основаны российско-китайские отношения и которых так сильно опасается генсек НАТО, то они были озвучены по итогам состоявшегося 9 января первого телефонного разговора глав МИД России и Китая.
Готов идти на контакт
«Российско-китайские отношения основаны на принципах неприсоединения к блокам, неконфронтации и ненацеленности против третьих сторон. Мы хотим вместе с Россией осуществлять консенсусы, достигнутые лидерами двух стран, постоянно продвигать российско-китайские отношения», — заявил Цинь Ган. И добавил, что лично готов поддерживать тесные контакты с Сергеем Лавровым.
Действительно, очень «страшные» для НАТО принципы. Ведь если все государства начнут руководствоваться в своей внешней политике аналогичными ценностями, то что останется от альянса и кому он будет нужен.
Лавров пригласил в гости
«Отмечено неприятие политики США и их сателлитов по установлению гегемонии в мировых делах, провоцированию с этой целью конфронтации в отношениях с Россией и Китаем, вмешательству в их внутренние дела, попыток Запада сдержать развитие наших стран путем введения санкций и другими нелегитимными методами, — рассказали в МИД России, о чем говорили два министра по телефону. — Констатировано единство подходов Москвы и Пекина к фундаментальным проблемам мирового развития... что в полной мере отвечает партнерскому и доверительному характеру взаимоотношений наших стран».
В переводе на «русский» это означает, что Москве и Пекину нет необходимости (в отличие от Блинкена) просить друг друга сохранять открытыми каналы коммуникации. Они не просто есть, а активно развиваются. Как и в целом российско-китайские отношения.
К слову, Лавров в ходе телефонного разговора не только поздравил своего китайского коллегу с недавним назначением, но и пригласил Цинь Гана посетить Россию в удобное время. Многое говорит о том, что с этим визитом глава МИД Китая тянуть явно не станет.