Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Прости" (СССР, 1986) и "Проснуться в Шанхае" (СССР, 1991)

Проснуться в Шанхае. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Николай Седнев. Актеры: Владислав Маслов, Алла Куц, Ирина Токарчук, Николай Токарь и др.

Дебютант Николай Седнев поставил по-своему программный фильм. Только о любви. Без мафии, рэкетиров, перестрелок, изнасилований, политических деклараций, набившего оскомину разоблачительства всего и вся...

Представьте себе приморский городок. 15-летняя девчонка влюбляется в паренька-одногодку, у которого они с матерью сняли комнату...

«И это все? — разочарованно скажет искушенный зритель, — вот уж невидаль...».

Всё так — любовь стара как мир. И о первой любви, о том, как впервые становятся мужчиной и женщиной, снята уже, наверное, не одна тысяча фильмов.

Однако Николая Седнева это не смутило. Он нашел органичных непрофессионалов, сумевших быть на экране искренними и естественными во всех своих проявлениях. Он наполнил картину психологически точными зарисовками провинциального быта начала 1990-х годов, массой нюансов и подробностей в отношениях персонажей, в их еще не устоявшихся характерах. Картина получилась светлой, оставляющей надежду на лучшие человеческие чувства, пробивающиеся сквозь «чернушный» быт...

Александр Федоров, киновед

-2

Прости. СССР, 1986/1987. Режиссер Эрнест Ясан. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Наталья Андрейченко, Игорь Костолевский, Виктор Мережко, Александра Яковлева, Алиса Фрейндлих, Владимир Меньшов, Алексей Жарков и др. 37,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

...Муж, изменив жене, увлеченно разыгрывает прежнюю влюбленность. Жена, отлично зная об измене мужа, сначала язвительно ему подыгрывает, а потом истерично, воистину в духе мелодрам Великого немого, пытается в течение суток найти себе «настоящего мужчину».

Увы, слишком многое авторы фильма «Прости» захотели вместить в те 24 часа, в течение которых разворачиваются события. При этом актеры часто пережимают, утрируют жесты и интонации своих персонажей.

На мой взгляд, в картине не найден жанр — эпизоды, балансируя между мелодрамой, комедий и психологической драмой, никак не желают составить единое целое. И нельзя отделаться от мысли, что авторы играют с нами в кубики, но сама игра их не слишком волнует. Иначе откуда такая клиническая холодность в изображении вроде бы душераздирающих сцен...

Александр Федоров, киновед