Западные СМИ уже несколько раз успели похоронить российскую нефтегазовую отрасль. Первый раз это произошло после событий 2014 года, когда против российского нефтегазового сектора были введены первые масштабные санкции.
Расчёт на подобный исход был логичен, так как в нефтегазовой отрасли России использовались преимущественно зарубежные технологии - начиная от геологоразведки, заканчивая программным обеспечением.
Например, все телеметрические системы для бурения нефтяных и газовых скважин в России имеют западное происхождение, причём, если судить по информации СМИ, 90% всех нефтегазовых компаний России зависело от технологий американских компаний «Schlumberger» и «Baker Hughes».
Собственно, на это и был сделан расчёт. Поэтому вводились ограничения, запрещающие поставки в Россию роторно-управляемых систем, без которых невозможно разбуривать новые месторождения в России.
Да, что-то в России производилось (например, в Томске делали ТМС СИБ 2.1), но всё это использовалось преимущественно для бурения верхних слоёв, а далее приходилось переходить на устаревшие телеметрические системы «Sperry San», с помощью которых бурили скважины в Техасе ещё прошлом веке, либо бурение проводилось, что называется, вслепую.
Многие нефтяники за свою карьеру не видели ни одной скважины с горизонтальным окончанием, пробуренной техническими средствами, произведёнными в России.
России всеми силами навязывались западные стандарты в индустрии, и внушалась идея о том, что ничего своего производить не нужно, ведь всё необходимое можно купить на средства от продажи нефти.
Стоит отметить, что для России нефтегазовая отрасль является стратегической, поэтому любой, даже мало-мальский ущерб, оказывает негативный эффект на её экономику и политику.
- Не имея технологий, невозможно бурить скважины по новым современным проектам, а в условиях санкций не получится привлечь инвестиции и взять кредиты на Западе.
По мнению западных аналитиков, России в таких условиях придётся либо сворачивать все новые и перспективные проекты в нефтегазодобыче, либо идти на поклон к Западу, соглашаясь на все его условия, как это было сделано в 1995 году, когда Россия согласилась работать по договору о разделе продукции, в прямом смысле легализовав тем самым разграбление нашей страны.
Про колониальные договоры, заключённые Россией на основе соглашения о разделе продукции (СРП), я подробно писал тут:
Возможность создания в России своих аналогов зарубежных систем горизонтального бурения западными экспертами даже не рассматривалась.
И тут тоже есть своя логика.
Во-первых, для этого необходимо привлечь сотни миллионов долларов инвестиций. Во-вторых, разработанные с нуля системы нужно испытывать в реальных условиях, то есть бурить ими скважины в нефтеносных слоях.
Любая проверенная и давно доказавшая свою эффективность система постепенно модернизируется, но в России своих систем нет, поэтому и модернизировать нечего.
В навязанную западной пропагандой мантру о том, что в России ничего не производится, начали верить многие россияне.
Но почему тогда нефтегазовая отрасль России не рухнула, несмотря на прогнозы наших «западных партнёров»?
Эксперты датского "Saxo Bank" в том же 2014 году спрогнозировали дефолт российской экономики. По их высокоэкспертному мнению, нашу экономику в 2015 году ожидала мощнейшая буря, которая должна была привести к тому, что государственные компании и само правительство начнут выборочно объявлять дефолт из-за ограничения доступа к зарубежным технологиям и финансированию.
Согласно прогнозам экспертам "Bank of America Merrill Lynch", стратегический паралич нефтегазовой отрасли России должен был продолжаться вплоть до 2045 года, и за это время российская нефтегазовая отрасль должна была недополучить инвестиции на сумму около одного триллиона долларов.
Но что-то пошло не так...
Тут внезапно в 2015 году в России на скважине Вынгапуровского месторождения обкатывают отечественную роторно-управляемую системы «РУК 8.75 БС».
То есть в России появляется собственный аналог широко используемых роторно-управляемых систем западных компаний.
Для понимания данного события можно привести следующую аналогию: это всё равно, что в 2024 году завод «Москвич» начнёт выпуск российского аналога автомобилей концерна "Volkswagen".
В 2018 году завершились работы по ещё одной российской разработке «РУС-ГМ195», в которой была реализована концепция «Push-the-bit», заключающаяся в отклонении долота от оси забоя скважины где система «РУС-ГМ195», по сей день не имеет аналогов в мире.
В 2020 году роторно-управляемая система гидромеханического принципа действия "РУС-ГМ195" полностью завершила весь цикл испытаний, и на сегодняшний день производится серийно.
Это всё равно, что завод "Москвич" через 5 лет начнёт серийный выпуск отечественных аналогов автомобилей "Mercedes-Benz".
Да, роторно-управляемые системы американских компаний «Schlumberger» и «Baker Hughes», являющихся лидерами на рынке, могут быть экономически более выгодны, но важнее всего то, что, к большому удивлению западных и российских экспертов, в России в кратчайшие сроки появились свои аналоги этих систем.
И появились они не в 2045-том… Привет экспертам "Bank of America Merrill Lynch"!
Стало очевидно, что с прогнозами об обрушении нефтяной отрасли России многие аналитики сильно погорячились, и в условиях появившихся аналогов важнейших систем разработки недр уход зарубежных компаний перестал быть выгодным западному миру, поэтому желающих уйти из нефтегазовых проектов в России сильно поубавилось.
- В итоге фактически никто не ушёл и не прекратил инвестиции в действующие и новые проекты в России тогда, в 2014-2020 году.
И вот, спустя 8 лет, мы наблюдали повторную попытку уничтожить нефтегазовую отрасль вкупе со всей экономикой России, только теперь через одномоментный массовый уход западных компаний. Это должно было сработать как нокаут, от которого российский нефтяной сектор не скоро бы оправился, если вообще смог бы оправиться.
Однако и новая тактика тоже не сработала.
«Газпром», например, невзирая на бегство немецкой транснациональной химической инжиниринговой компании "The Linde Group", смог самостоятельно дооснастить завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), произвести пусконаладочные работы и начать эксплуатацию завода в районе компрессорной станции (КС) «Портовая», откуда ранее газ качали в Европу (через «Северный поток-1»).
Кроме того, "Газпром" начал проектировать второй малотоннажный СПГ-завод в республике Татарстан, запуск которого намечен уже в этом году.
Да, это пока малотоннажные производства СПГ, но они у нас уже есть, и мы их можем самостоятельно строить. Следующий этап – полноценное освоение среднетоннажного производства.
А пока среднетоннажное производство СПГ по российской технологии "Арктический каскад" уже осуществляется на заводе "Ямал СПГ".
Сегодня структурами "Росатома", "Новатэка" и "Газпрома" ведётся разработка оборудования для крупнотоннажного производства СПГ мощностью 5-6 миллионов тонн.
"Росатому" поручено создать криогенные теплообменники для крупнотоннажного производства СПГ, которые будут использоваться в компании «Новатэк» при реализации проекта "Арктик СПГ-2".
Криогенные теплообменники являются ключевым компонентом в производстве СПГ. Насколько мне известно, технологией производства теплообменников для крупнотоннажного производства СПГ в мире владеют лишь две компании: немецкая "The Linde Group" и американская "Air Products".
Импортозависимость ПО в различных сегментах нефтегазовой отрасли России тоже колоссальна, однако и тут появились первые положительные результаты. При этом нужно учитывать, что уровень технологического отставания по многим видам используемой техники и ПО составляет 15–20 лет.
Собственно, это итог политики отказа от разработки своего, если можно купить уже готовое у наших "западных партнёров".
На данный момент для «Роснефти» разработаны и находятся на стадии внедрения собственные полноценные программы для сегмента разведки и добычи:
- РН-КИН – комплексное решение для управления разработкой нефтегазовых месторождений;
- РН-КИМ – гидродинамический симулятор залежей углеводородов для создания, расчёта и анализа цифровых трёхмерных моделей месторождений;
- РН-ГЕОСИМ – программный комплекс для геологического моделирования и анализа месторождений углеводородов с использованием трёхмерных моделей;
- РН-СИГМА – программный комплекс для геомеханического моделирования при бурении.
Ну и, для того, чтобы окончательно дать пинка всем зарубежным компаниям, которые решили уйти из России, принята поправка к Закону о недрах, запрещающая любым зарубежным компаниям осуществлять разработку недр России.
Так что теперь нельзя добывать в России природные ресурсы, создавая управляющие компании в оффшорах. Теперь только российские юридические и физические лица имеют право на получение лицензии на разработку недр в России.
Помимо этого в России разрабатывают собственный нефтяной эталон, который будет торговаться на российской бирже без привязки к западным сортам нефти.
Видимо, именно осознание провала плана по обрушению нефтегазовой отрасли России с помощью запрета на поставку оборудования привело западные страны к идее о введении ценовых потолков, а также подтолкнуло их к диверсии на газопроводах "Северные потоки".
Однако депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани уже допустил, что, несмотря на все пакеты санкций, принятых и ещё прорабатываемых, начало переговоров по поставкам российского газа может начаться в течение следующих нескольких месяцев.
Интересно, как они теперь планируют это сделать? Отменить санкции, или распустить ЕС?
Постскриптум:
Статьи выходят благодаря поддержке подписчиков-спонсоров. Спасибо друзья за поддержку канала!
Статья для спонсоров:
Подписывайся на канал! Источники которые легли в основу статьи, найдете в первом закреплённом комментарии.
=============================================
«Поддержать канал, за полезные статьи»