Василий Ермаков.
Слово «шинель» восходит к французскому chenille – утренний костюм.
Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии, ведь именно там началась и развивалась суконная промышленность. Первая английская шинель датируется 1780г.
Ее внешний вид, конечно, отличался от сегодняшнего, прежде всего отсутствием рукавов. Но вот защитные свойства, благодаря которым она хорошо согревала хозяина в сырую и дождливую погоду, быстро оценили военные. Так в 1800 году герцог Кентский, командующий силами в Канаде, издал указ, согласно которому всем офицерам в Британской Северной Америке полагалось носить двубортное пальто, изготовленное из синего сукна. В 1802 году эти правила были изданы для всей британской армии.
Шинель – это двубортное пальто с глухим отложным воротником, складкой и хлястиком на спине. Главными деталями этого фасона являются: два ряда металлизированных пуговиц, погоны, отложной глухой воротник рубашечного типа, широкий пояс-ремень, хлястик на спине, на рукавах манжеты с отворотами.
Отстегнув хлястик, удерживающий складку или складки (бывало до шести складок) сложенной, шинелью можно существенно увеличить площадь укрываемой поверхности за счет дополнительного материала, который при обычном ношении прячется в складку; разложенная шинель превращается в одеяло или плащ–палатку, в которую можно закутаться полностью с головой.
Шинели были серого цвета — это естественный цвет ткани под названием сукно, из которого она пошита, так как окраска сукна существенно поднимает стоимость ткани. К примеру, в 1776 году 1 аршин некрашеного сукна стоил 72 тогдашних копейки, а крашеного – 84 копейки. Речь шла об экономии оборонного бюджета. При этом, хотя сукно для шинелей и не красилось, от полка к полку оттенки серого разнились, а в самом полку должен был выдерживаться единый оттенок.
Первое упоминание о шинели в России относится к концу XV I II века, когда это нововведение пришло на замену суконного плаща под названием «епанча», бывшую тогда верхней одеждой армии екатерининских времен.
Автором радикальной реформы по замене обмундирования русской армии был Павел I обожавший всё прусское. После восхождения на престол Павел I издал указ об отмене существующей формы одежды и переводе армейского обмундирования на прусский манер.
В начале января 1798 г. Павел Петрович отменил шинели почти во всей армии, оставив их только егерям и нестроевым чинам. Вместо шинели было велено шить белые суконные плащ-накидки с капюшонами или без них. В конце 1798 года император снова возвращает шинель для всей армии. Она отличалась от более раннего варианта наличием стоячего воротника и хлястика.
С начала царствования Александра I шинель становится одним из самых необходимых предметов солдатского гардероба. Её носили почти всегда. В походной жизни шинель служила и одеялом и верхней одеждой.
В 1858 году при Александре 2 были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, стоячий воротник заменили на отложной, на который нашивались цветные клапаны.
В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917г.
Замечательный русский художник В. Васнецов в 1918 году разрабатывает новый покрой шинели, но уже для Красной армии.
В 1924 году отменяются цветные нагрудные клапаны, демаскировавшие солдата в бою, воротник и обшлага изготавливаются из сукна такого же цвета, что и сама шинель. А в 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, а для рядового - однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту.
Приказом президента Российской федерации 1994 года шинель сменили на пальто без складки и хлястика. Это пальто сейчас используется только как вид повседневной или парадной формы одежды, в полевых и боевых условиях в качестве верхней одежды используются различные куртки и бушлаты.
Единственный в мире памятник солдатской шинели установлен в городе Арамиль Свердловской области в 2013 году. В годы Великой Отечественной войны каждый четвертый солдат советской армии носил шинель из сукна, выпущенного в Арамили. Памятник работы скульптора Дианы Косыгиной, где запечатлен весьма трогательный момент: работница фабрики передает шинель уходящему на фронт солдату.