У голландской королевы Гортензии не было дочерей.
Зато имелось немало драгоценностей. С такими родственниками по-другому и быть не могло: мать – императрица Жозефина де Богарне, отчим – сам император французов Наполеон Бонапарт и муж – тоже Бонапарт, младший брат императора и король Голландии.
Разумеется, украшения Гортензия покупала у лучших французских ювелиров, и самые модные. Но у тогдашней моды был, как я уже рассказывала, нюанс – наполеоновские войны истощали ювелирные запасы европейских монархов и знати, на них закупали оружие и содержали армии. Ювелиры и их клиентки изворачивались, как могли. Например, в Пруссии начали носить чугун, а во Франции – сталь.
Так что и Гортензия завела себе стальной гарнитур: диадема, ожерелье, серьги. Вся прелесть украшений сосредоточена в резной полированной стали, сверкающей ярче всяких бриллиантов. Кстати, ни одного драгоценного камня в изделии не использовано, хотя верится в это с трудом. Жёлтый металл – это вовсе не золото, как принято писать в многочисленных околоисторических постах, это всего лишь жёлтая латунь. Что, само собой, не уменьшает художественной ценности этой дивной вещи.
Так вот. Дочерей у Гортензии не случилось, поэтому многие свои драгоценности она завещала любимой племяннице и крестнице Евгении. Та умерла незамужней и бездетной вскоре после тёти, украшения перешли к её младшей сестре – Амелии, императрице Бразилии, а после её смерти в 1873 году – самой старшей сестре Жозефине, королеве Швеции, супруге короля Оскара I. С тех пор диадема голландской королевы и бразильской императрицы находится в собственности шведской королевской семьи.
Но времена уже настали другие. Забылись все странные материалы, из которых делали украшения, поэтому стальная диадема целый век тихо пылилась где-то в недрах сокровищницы шведского королевского зáмка. Ни одна из последующих королев ею не интересовалась.
Всё изменилось, когда королевой Швеции в 1976 году стала прекрасная Сильвия Зоммерлат. Однажды, во время подготовки выставки о временах короля Карла-Юхана коробка с диадемой королевы Гортензии неожиданно нашлась. Она так впечатлила молодую королеву Сильвию, что та немедленно решила её носить!
Конечно, историческая реликвия нуждалась в ремонте. Сильвия отдала украшение реставраторам, а публике впервые продемонстрировала в 1979 году во время австрийского государственного визита.
С тех пор дамы шведской королевской семьи время от времени появляются в свете в стальной диадеме королевы Гортензии. Правда, все называют её почему-то «наполеоновской стальной тиарой», хотя, как мы видим, к Наполеону украшение имеет весьма опосредованное отношение.
Но как бы то ни было, диадема на венценосных головах сияет так же, как и во времена Бонапарта. Правда, от времени вещь стала чрезвычайно хрупкой, поэтому мероприятия для выходов с ней подбирают с особым тщанием. Диадеме нужен покой.
Куда исчезли серьги и ожерелье, пока доподлинно неизвестно. Возможно, их след найдётся в шведских или бразильских королевских архивах, пока ещё не разобранных.
Чтобы не пропустить публикации, подпишитесь на канал Украшения с историей. Лучшей благодарностью автору будет лайк, комментарий и репост понравившихся публикаций