Нынешняя столица России могла выглядеть совсем иначе, будь реализованы все планировавшиеся в советское время проекты, в том числе и Большого академического кинотеатра на Театральной (тогда Свердлова) площади.
Идея построить гигантское здание для «важнейшего из искусств» возникла в 1935-м, когда кинематограф СССР праздновал свое 15-летие. Уже на следующий год был проведен конкурс, в рамках которого архитекторы представили три разных варианта.
Должен стать самым большим в СССР и одним из крупнейших в мире
Новый объект предполагалось возвести над вестибюлями станций метро «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» в ходе масштабной кампании по реконструкции центра Москвы. Он должен был стать одним из наиболее монументальных сооружений обновленного города.
При обсуждении концепции было принято решение, что кинотеатр станет однозальным на 4 тыс. зрителей; также предусматривался зал для предварительных просмотров на 250 мест. В дальнейшем параметры несколько изменили и вместимость снизили до 3 тыс. человек.
В требованиях, подготовленных для конкурса Госкинопроектом на 54 листах, относительно архитектурно-художественного оформления в частности говорилось о применении элементов монументальной и барельефной скульптуры, фресок, натуральных камней, ценных пород дерева, металлов, зеркал и ковров. Большое внимание уделялось освещению фасада и непосредственно зрительного зала. Интересно, что в плане высоты конструкции четких требований не озвучивалось.
«Авторы как будто решили быть безудержными и идти против чувства меры»
По заданию властей было подготовлено три эскизных проекта. Но каждый из них встретился с определенной критикой со стороны жюри. Вариант А. П. Великанова, И. В. Ткаченко и Ю. В. Щуко некоторые референты назвали скучным, а кто-то и вовсе сравнил его со зданиями биржи на Западе.
Н. Докучаев. Площадь Свердлова и здание Большого кинотеатра СССР // Строительство Москвы. — М., 1936. — №23-24. — С. 26:
«Их здание кино — простой прямоугольный силуэт с колоннадой коринфского ордера... В этом проекте нет решенной до конца задачи ни ансамбля площади, ни типичности здания кино, как такового. Авторы исходят из неверной для ансамбля площади мысли, что новое здание кинотеатра должно архитектурно подчинить себе Большой театр и вместе с тем создать общий ансамбль площади в целом».
Замысел А. М. Душкина (соавторы — В. С. Белявский и Н. С. Князев) охарактеризовали как некое подобие Большого театра, напротив которого и должно было появиться новое здание, и отметили его бедность в художественном плане. Ниже приведена цитата из упомянутого выше источника (также С. 26).
«В результате получилось здание, весьма схожее по силуэту с Большим театром, но только более тяжелое по пропорциям и грубым деталям. На площади, таким образом, образовались два центра — здания театра и кино, которые вступают в почти равную борьбу за право владеть пространством площади. Последняя — не едина; она состоит теперь из двух кусков. Один из них перед Большим театром, другой — перед зданием кинотеатра».
Проект Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова, напротив, обвинили в чрезмерном богатстве и нагромождении деталей. Цитата из той же публикации (с. 20):
«Возьмем проект архитекторов Чечулина и Орлова. Они запроектировали кинотеатр высотою в 50 с лишним метров при ширине главного фасада в 80 м... Высота здания оказывается настолько большой для площади, что зрительно укорачивая длину последней, оно подавляет ее. Этим принижается как само здание Большого театра, так и его композиционное значение на площади. Внешне предлагаемое здание кино — громадный гофрированный короб... Авторы как будто решили быть безудержными и идти против чувства меры».
«Ни один из представленных проектов не может лечь в основу»
Москва на стройке // Строительство Москвы. — М., 1936. — №20. — С. 31:
«17 октября на расширенном заседании экспертной комиссии Отдела проектирования Моссовета подверглись рассмотрению форпроекты Большого Академического кинотеатра СССР. Особая значимость объекта вызвала на заседании оживленные прения... Тов. Дедюхин подытожил прения, указав, что ни один из представленных проектов по своему объемному решению не может лечь в основу Большого Академического кинотеатра СССР. Необходимо дальнейшее расширенное обсуждение представленных проектов, с тем, чтобы в результате этой дискуссии более четко выявилась идея, которая должна лечь в основу нового гигантского кинотеатра на пл. Свердлова».
Тем не менее, как отмечают современные исследователи, опираясь на ряд документов того времени, предпочтение все же отдали эскизам А. М. Душкина, которому предстояло переработать первоначальный вариант. Однако в дальнейшем от этой масштабной идеи все-таки отказались — новый проект так и не был представлен. О нем в официальных документах в последний раз упоминается в конце 1936-го.
Слишком громоздко и дорого
Основной причиной отказа от реализации этого замысла называется его дороговизна — слишком уж масштабной оказалась идея. В результате власти решили строить многозальные кинотеатры значительно меньших размеров. И в 1936-м (по сути, во время работы над проектом Большого академического кинотеатра СССР) вышло постановление, предписывающее возвести в Москве в течение трех лет пять таких объектов.
Примечательно, что к планам построить на площади Свердлова гигантский кинотеатр возвращались не раз. В частности, подобное предложение выдвигалось в 1960-х — тогда предлагалось соорудить здание на 6 тыс. зрителей. Но все эти замыслы, как и первоначальный, так и остались на бумаге.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Бархин М. Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества. — М., 1979. — С. 156
- Докучаев Н. Площадь Свердлова и здание Большого кинотеатра СССР // Строительство Москвы. — М., 1936. — №23-24. — С. 19-26
- Москва на стройке // Строительство Москвы. — М., 1936. — №20. — С. 31
- Старостенко Ю. Д. Большой академический кинотеатр СССР на площади Свердлова: новые материалы к истории проведения конкурса 1936 года // Academia. Архитектура и строительство. — М., 2021. — №2. — С. 46-57