Найти тему
Подвал Истории

Стойкие Сфорца — герцоги Милана (часть I)

В новом сериале Леонардо да Винчи привозят в Милан, чтобы он работал на самого влиятельного человека в Италии эпохи Возрождения – Людовико иль Моро. Иль Моро был главой семьи Сфорца, это одно из имен, наиболее тесно связанных с итальянской историей в пятнадцатом веке, как Медичи или Борджиа, но, что интересно, изначально их звали вовсе не Сфорца, это была семья Аттендоло.

Муцио Аттендоло (Сфорца). (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Муцио Аттендоло (Сфорца). (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Основная линия рода в качестве герцогов Миланских правила городом с 1450 по 1535 год и пресеклась всего через четыре поколения, но несколько других ветвей продолжили свое существование, поднимаясь и опускаясь на волнах истории с определенной долей известности, а потомки их живы и сегодня.

Людовико Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Людовико Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Представители семьи Аттендоло изначально были богатыми дворянами землевладельцами недалеко от Котиньолы в Романье на Адриатике, провинции к северу от Рима. Некоторые из дворян этого региона в пятнадцатом веке слишком рьяно стремились к богатству и славе, но, поскольку территория находилась под жестким контролем папского правления, многие искали службу в качестве профессиональных солдат, кондотьеров, в других частях Италии.

Имея минимальную лояльность к тому или иному городу-государству, они отдавали своих людей на службу тому, кто платил больше всего, и часто переходили на другую сторону в середине военной кампании, если их противники предлагали больше денег.

Заключене кондотты (договора наемника), отсюда и название "кондотьер". (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Заключене кондотты (договора наемника), отсюда и название "кондотьер". (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Одними из самых знаменитых среди них в начале XV века были двоюродные братья — Лоренцо, Джакомо, Микелетто и Фоскино Аттендоло — они сражались за кого угодно: за Папу, за Венецию, за Флоренцию и особенно за (а иногда и против) анжуйских королей и королев, и конечно, за Неаполь, получив много земли и высоких титулов на юге Италии. Величайшим из них был Джакомо, чье прозвище было «Джакомуццо» или просто «Муцио», который позже получил прозвище «Сфорца» от итальянского «стремящийся» или «стойкий».

Муцио Аттендоло Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Муцио Аттендоло Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

На пике своей карьеры он выкупил свой родной город Котиньолу у Папы и превратил его в графство для себя и своего старшего сына Бозио. Палаццо Сфорца оставался в Котиньоле до бомбардировки в 20-м веке, но был отреставрирован и сейчас служит городским музеем.

Палаццо Сфорца в Котиньоле. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Палаццо Сфорца в Котиньоле. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

В самом начале января 1424 года Муцио Сфорца в битве у реки Пескары упал в ее холодные воды и утонул, к тому времени собрав в своем послужном списке такие высокие титулы, как Великий констебль Сицилии и гонфалоньер Церкви. После себя он оставил не менее пяти сыновей и еще десять незаконнорожденных детей, которые в Италии эпохи Возрождения нередко могли подняться так же высоко или даже выше, чем их законные братья и сестры.

Бозио Сфорца, граф Котиньолы. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Бозио Сфорца, граф Котиньолы. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Так было с Бозио и Франческо. Законный сын Муцио Бозио унаследовал владения своего отца в Романье и Тоскане и стал родоначальником линии семьи Сфорца, которая продолжается и здравствует и сегодня. Но именно Франческо, его внебрачный сводный брат, действительно сделал имя семьи синонимом великолепия эпохи Возрождения.

Франческо начинал в армии своего отца, затем в 1420-х годах зарекомендовал себя как независимый кондотьер со своим отрядом хорошо обученных воинов. Они сражались за Неаполь, за Папу и за Милан — восходящую державу северной Италии, находившуюся тогда под руководством семьи Висконти, возведенной в герцогское звание императором Священной Римской империи в 1395 году.

Франческо Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Франческо Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Первоначально сражаясь против них, Франческо перешел на другую сторону, чтобы служить семье Висконти в их бесконечных войнах против соперников Венеции и Флоренции; он даже женился на дочери своего босса, Бьянке Марии, незаконнорожденной дочери герцога Филиппо Марии, в 1441 году.

Бьянка Мария Висконти. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Бьянка Мария Висконти. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

К 1445 году он был назначен генерал-капитаном миланских войск. Герцог умер в 1447 году, и жители Милана провозгласили республику — Амброзианскую республику, — но Франческо настаивал на притязаниях своей жены на герцогство и завоевал его к 1450 году. Он получил официальную инвеституру от императора (как и многие феодальные владения в Северной Италии, Милан считался частью Священной Римской империи).

Франческо Сфорца и Бьянка Висконти. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Франческо Сфорца и Бьянка Висконти. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Герцог Франческо хорошо управлял Миланом, сделал более деятельным его правительство, создал эффективную систему налогообложения, построил Больницу Маджоре, и закончил восстановление Герцогского дворца, в котором основал процветающую придворную школу искусств эпохи Возрождения.

Он расширил власть Милана, аннексировав город и республику Генуя в 1464 году (в которую также входил остров Корсика) и впервые за целое поколение принес стабильность в Италию благодаря союзу с Козимо де Медичи из Флоренции.

Козимо де Медичи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Козимо де Медичи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Его старший сводный брат, Бозио, стал солидным землевладельцем в Тоскане (об этом ниже), а другой был назначен архиепископом Милана в 1454 году (редкий случай, когда одна семья занимает высшие посты как в церкви, так и в государстве).

Его младшие (также незаконнорожденные) братья зарекомендовали себя храбрыми солдатами в различных частях Италии, а один из них, Алессандро, занял должность своего отца в качестве Великого констебля Королевства Неаполь-Сицилия; он также стал сеньором Пезаро (о нем тоже будет рассказано позже).

Алессандро Сфорца, лорд Пезаро, унаследовавший от своего отца знаменитый «нос Сфорца». (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Алессандро Сфорца, лорд Пезаро, унаследовавший от своего отца знаменитый «нос Сфорца». (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Когда Франческо Сфорца в 1466 году умер, он, как и его отец, оставил после себя целую армию законных и внебрачных детей. Законные сыновья были определены на должности, чтобы поддерживать престиж и честь семьи на обоих концах полуострова: старший, Галеаццо Мария, как герцог Милана, младшие братья последовательно герцоги Бари (в Апулии, часть Королевства Неаполя), а младшего, Асканио, пропихнули кардиналом в Рим.

Герцоги Сфорца и Висконти объединились как миланские герцоги. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Герцоги Сфорца и Висконти объединились как миланские герцоги. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Таким образом, влияние семьи ощущалось во всех основных центрах власти Италии. То же самое было и с дочерьми: одна вышла замуж за одного из могущественных аристократов Ломбардии, маркиза Монферрато, а другая вышла стала женой наследника королевского трона в Неаполе.

Кардинал Асканио Мария Сфорца, шестой ребенок Бьянки Марии Висконти и Франческо Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Кардинал Асканио Мария Сфорца, шестой ребенок Бьянки Марии Висконти и Франческо Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Незаконнорожденные дочери также использовались для укрепления брачных союзов с ведущими семьями северной Италии: Маласпина, Малатеста, Эсте. К этому времени члены семьи Сфорца уже перестали быть дворянами низшего ранга.

Галеаццо Мария, герцог Миланский, не пользовался такой же репутацией хорошего правителя, как его отец. Галеаццо помнят жестоким, даже с садистскими чертами. С положительной стороны он известен как один из главных покровителей фламандской музыки, она была на вершине моды эпохи Возрождения.

Галеаццо Мария Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Галеаццо Мария Сфорца, герцог Миланский. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Его брат кардинал Асканио был одним из первых покровителей фламандского композитора Жоскена де Пре, который к концу века станет самым известным музыкантом в Европе. Асканио также станет одним из главных политических игроков «на папской кухне» в последнее десятилетие пятнадцатого века, помогая избрать Родриго Борджиа Папой в 1492 году и исполняя обязанности его вице-канцлера («премьер-министра» Папской области), всегда стремясь сохранить баланс на итальянском полуострове между Миланом и Неаполем.

Галеаццо Мария Сфорца в роли Святого Георгия, который украсил грудь самыми важными символами миланской династии Висконти-Сфорца - крестом и драконоподобной змеей. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Галеаццо Мария Сфорца в роли Святого Георгия, который украсил грудь самыми важными символами миланской династии Висконти-Сфорца - крестом и драконоподобной змеей. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Но тираническое правление Галеаццо Марии стало невыносимым для его основных придворных, которые, сговорившись и помолясь, зарезали его в церкви на следующий день после Рождества в 1476 году. Ему наследовал его семилетний сын Джан Галеаццо, вместо которого сначала управляла городом его мать Бона Савойская, пока ее не прогнал дядя мальчика, Людовико.

Джан Галеаццо II Мария Сфорца, герцог Миланский, двоюродный брат и первый муж Изабеллы Арагонской. Леонардо да Винчи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Джан Галеаццо II Мария Сфорца, герцог Миланский, двоюродный брат и первый муж Изабеллы Арагонской. Леонардо да Винчи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Парнишка в основном был пленником своего дяди и умер при загадочных обстоятельствах в 1494 году. История итальянского Возрождения полна сплетен: некоторые говорят, что его отравили; другие говорят, что он умер от чрезмерно пылких плотских утех со своей новой женой Изабеллой д'Арагон (которая также приходилась ему двоюродной сестрой).

Изабелла Арагонская в образе Помоны, 1497 г. Леонардо да Винчи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Изабелла Арагонская в образе Помоны, 1497 г. Леонардо да Винчи. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Итак, регент Людовико официально становится герцогом Миланским, полностью игнорируя права маленького сына Джана Галеаццо — Франческо, и младшего брата покойного герцога — Эрмеса.

Эрмес Мария Сфорца (слева) в образе Святого Иоанна Крестителя со своими братьями и сестрами: Бьянка Мария Сфорца (в центре) в образе Пресвятой Богородицы,  Анна Мария Сфорца в образе Младенца Иисуса и Джан Галеаццо II Мария Сфорца (справа) в образе Святого Себастьяна. Эта картина была написана в мастерской Леонардо да Винчи около 1487 или 1488 года. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Эрмес Мария Сфорца (слева) в образе Святого Иоанна Крестителя со своими братьями и сестрами: Бьянка Мария Сфорца (в центре) в образе Пресвятой Богородицы, Анна Мария Сфорца в образе Младенца Иисуса и Джан Галеаццо II Мария Сфорца (справа) в образе Святого Себастьяна. Эта картина была написана в мастерской Леонардо да Винчи около 1487 или 1488 года. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Однако он продвинул их сестру (свою племянницу) Бьянку Марию на самую вершину европейской социальной и политической иерархии, удачно выдав ее замуж за императора Максимилиана I весной 1494 года, чем добился нескольких крайне важных вещей: император, наконец, официально передал семье Сфорца Миланское герцогство и присоединился к альянсу, чтобы не допустить французов в Италию.

 Бьянка Мария Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Бьянка Мария Сфорца. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Людовико Сфорца получает императорское феодальное владение Милан от Максимилиана с Бьянкой Марией в качестве супруги.

По сути, Людовико уже правил Миланом за десять лет до того, как стал герцогом. Он известен как «иль Моро», возможно, потому, что у него была темная кожа («Мавр») — другие объяснения тоже существуют: на его гербе были «тутовые деревья».

Лодовико Мария иль Моро Сфорца (или Людовикус Сфорца), герцог Бари, герцог Миланский и дядя миланской герцогини Изабеллы Арагонской. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Лодовико Мария иль Моро Сфорца (или Людовикус Сфорца), герцог Бари, герцог Миланский и дядя миланской герцогини Изабеллы Арагонской. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Герцогом он был строгим, если не сказать больше, и это было не совсем необоснованно, его также по праву помнят как одного из основных покровителей Леонардо да Винчи (в частности, именно Людовико Сфорца заказал Леонардо «Тайную вечерю» для монастыря Санта-Мария-делла-Грацие под Миланом, сделавшую бессмертным его имя).

Беатрис д'Эсте. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Беатрис д'Эсте. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Герцог Людовико и его жена Беатрис д'Эсте возглавляли один из самых блестящих дворов в Европе, где жили художники и поэты. Он стимулировал миланскую экономику, например, шелковую промышленность (может быть, это связано с тутовым деревом?) строил каналы, а также укрепил город, в частности, возвел крепость Сфорца на окраине старого города.

Большой запрестольный образ с Людовико, Беатрис и двумя их сыновьями. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Большой запрестольный образ с Людовико, Беатрис и двумя их сыновьями. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Но Людовико также устроил настоящий политический бедлам в Италии и в конечном итоге привел к падению своей семьи, пригласив Карла VIII, короля Франции, ввести свою огромную армии в Италию, чтобы защитить Милан от коалиции Венеции, Неаполя и Рима. Приглашение, о котором он позже горько сожалел. У Карла были претензии на Неаполитанское королевство, но лишь только взяв его, он повернул на север и бросил вызов правлению Сфорца в Ломбардии.

Битва при Форново. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Битва при Форново. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Людовико удалось разбить могучую французскую армию в битве при Форново (недалеко от Пармы) в июле 1495 года, но через несколько лет преемник Карла на французском престоле Людовик XII вернулся — на этот раз не только с претензией на Неаполь, но и на сам Милан (через свою бабушку Валентину Висконти) и летом 1499 года изгнал Людовико из города.

В замке Кастелло Сфорцеско несколько музеев. Картинная галерея замка не очень большая, здесь представлены преимущественно ломбардские и венецианские художники средних веков.  (Изображение используется в качестве иллюстрации).
В замке Кастелло Сфорцеско несколько музеев. Картинная галерея замка не очень большая, здесь представлены преимущественно ломбардские и венецианские художники средних веков. (Изображение используется в качестве иллюстрации).

Сфорца в 1500 году попытался вернуть себе герцогство, но был разбит, схвачен и доставлен во Францию, где провел остаток своих дней в замке Лош в Турени в полной изоляции. Там в 1508 году он, страдающий и всеми забытый, тихо скончался.

Мраморный саркофаг кондотьера Джакопо Кавалли, 1590-е годы. Базилика Санти Джованни-э-Паоло, Венеция. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
Мраморный саркофаг кондотьера Джакопо Кавалли, 1590-е годы. Базилика Санти Джованни-э-Паоло, Венеция. (Изображение используется в качестве иллюстрации).
  • Конец первой части.
Благодарю за подписку и ваши комментарии, они помогают развитию канала. Ниже ссылки на другие материалы по теме: