Дорогие мои Камрады, с прошедшими вас новогодними праздниками. Я надеюсь, что у всех вас целы пальцы и глаза, так как вы не злоупотребляли петардами и прочими веселящими жидкостями.
Начать 2023 год я бы хотела с одной из моих любимых тем, у меня даже подборка на нее имеется, но сначала я бы хотела вставить вот такой дисклеймер (честно признаюсь, что это не моя находка, мерси приславшему за такую картинку):
Я думаю, что я буду каждый раз ее вставлять, если пост будет про серийников, чтобы на корню пресечь все эти обвинения в симпатиях.
К тому же, как раз о Джеффри нашем Дамере мы сегодня и поговорим.
Как-то звезды сошлись, что про него почти одновременно вышел и художественный сериал, и документалка. Штош, заценим и то, и другое.
«Монстр: История Джеффри Дамера» ("Monster: The Jeffrey Dahmer Story") 2022г.
Началось все одной ночью 1991 года, когда чернокожий пареней Трейси Эдвардс в gей-баре знакомиться с загадоШным белым молодым человеком клошарного вида, сидящим за стойкой и стреляющего в танцующих молодых людей многозначительными взглядами через линзы очков.
Трейси по натуре был авантюристом, поэтому соглашается на предложение очкарика сначала выпить коктейль, а потом перебраться в более интимную обстановку, чтобы попозировать ему для нескольких фотографий за хорошую денежку.
Квартира у парня, представившегося как Джефф, оказалась под стать владельцу: не совсем в благополучном районе, типичная бетонная коробка, заселенная в основном цветными (Джефф, кажется, единственный белый в доме) и обшарпанная донельзя. Типичный такой клоповник в состоянии тотального беспорядка.
В квартире стоит запах тухлятины, на вопрос Трейси: "И хто тут помер?" Джефф отшучивается, что это у него мясо в холодильнике приказало долго жить, а он не успел ни выкинуть, не проветрить: так спешил на заветную встречу в бар, зная, что поджидает там его судьба. Так что, лучше сразу выпить по маленькой, а потом и запах будет нипочем, да и процесс фотографирования пойдет и отвлечет парня.
Помните ту замечательную серию из "Секретных материалов" про цирк-шапито и главную фишку в возгласе Малдера: "Меня накачали!!!" Трейси спустя довольно непродолжительное время вполне себе может цитировать эту малдеровскую фразу.
Да-да, Джефф, сверкая очочками что-то подмешал в виски-кола Трейси. и теперь у последнего теряется фарватер и не помнится, где его цель. А еще ноги заплетаются. Угасающим сознанием парень понимает, что его новый знакомый, возможно, и сфотографирует его, но, как донна Роза, потом. Если захочет.
90-е годы -- это вам не время хипстОров, которые ничего тяжелее стаканчика латте из факбакса в руках не держали, даже среди нетрадиционно настроенных юношей тогда бытовал культ мышц, так что Трейсти был довольно подкачанным парнем. Даже находясь в одурманенном состоянии, он сумел оттузить Джеффа и вырваться на улицу, где был задержан патрульной машиной. Полицейские, конечно, слегка опешили от вида молодого афро-парня с голым торсом, наручниками на одной руке и заплетающимся языком.
С помощью чуда Трейси удалось убедить патрульных, что на него было совершено покушение, и виновник всего этого вот тут, в двух шагах.
Открывший дверь Джефф делает лицо ватрушкой и говорит, что да, есть такое дело, было у него роандеву вот с этим вот накачанным дикарем, но потом тот перебрал лишнего, ему что-то там показалось, он и свинтил в ночь. Но, раз такое дело, Джефф может принять его обратно, уложит спать на диване, а утром напоит кофеем и отправит в школу домой.
При этоих словах Трейси чуть не косплеит девочку из фильма "Изгоняющий дьявола" встает на мостик и головой вертит на 360 градусов, а из соседней квартиры выплывает соседка: приличного вида негритянка и начинает кричать полицейским, чтобы они очень оштрафовали Джеффа, так как у него что ни ночь, то скандалы, драки и странный запах из квартиры.
- Да рыбки у меня подохли!!!... и мясо еще, в холодильнике...
- А мы сейчас как раз холодильник-то и проверим.
То, что нашли в квартире Джеффа в ту ночь и последующие дни, приведет в ужас весь цивилизованный мир все США и Милуоки в частности. А Трейси начнет в тот день праздновать второе рождение, ибо он был на волосок от страшной гибели от рук Джеффри Дамера.
Теперь перенесемся на много лет назад....
Джойс Дамер не нужно было иметь детей. Нет, не потому, что ее первенцем стал Джефф, который спустя три демятка лет даст всем такого угля, который, как в присказке: мелкий, но много. А потому, что она не была создана для материнства от слова совсем. И, чтобы хоть как-то смириться с тем, что скоро в семье их будет трое, Джойс пила всю аптекарскую номенклатуру: от зрозака до банального снотворного. А еще курила, как паровоз, потому как в те годы врачи были уверены, что курение действует успокаивающе на беременный организм.
После своего рождения Джефф мало чем выделялся, пока его мама как-то не решила покончить с собой, наевшись таблеток. После этого случая отец Джеффа Лайонел Дамер решил, что хватит самоустраняться на работу при первом удобном случае, надо же как-то и сыну внимание уделять... Вот, например, учить его делать чучелА.... и рыб еще разделывать. Вон, как малой радуется и увлеченно в рыбьих потрошках ручонками сучит.... Красота.
Первый раз Джефф убил совершенно случайно: папа тогда был в очередной командировке, а мама, после развода с отцом, схватила в охапку младшего брата Джеффа и умчалась в прекрасное далеко, так что в семейном доме парень остался совершенно один.
Он ходил в школу, качал железо в гостинной и пил. Много пива. И катался на машине по окресностям, высматривая симпатичных юношей. Просто, чтобы глаз радовался (уже тогда юный Джеф понимал, что к девочкам его не тянет).
Стивен голосовал на дороге. Он ехал из другого города на концерт популярной группы, который проходил в Милуоки. Джефф предложил ему до концерта потусить у него дома, а потом вместе отправиться зажигать. Слово за слово, и вот уже Джефф, как херцогиня Сассекская, кидается на нового знакомого с объятьями, а тот оказывается совсем нетолерантным за что и получает гантелей по сусалам.
Позже Джефф разработает свой собственный стиль: он будет знакомиться с молодыми людьми в специализированных клубах (выбирая преимущественно цветных, их ищут с меньшим рвением), приглашать их в номерА, подсовывать им "лучший кофе на дороге, отхлебнешь -- протянешь ноги", а потом: делай с ним, что хошь. Когда администраторы всех злачных номеров и бань в округе просекли эти дамеровские выкрутасы и перестали его к себе пускать, Джефф начал водить парней к себе домой.
И понеслась....
Что я хочу сказать? Райан Мерфи -- настоящий мастер. Он уже выдал на-гора много прекраснейших сериалов (например, его детищами являются "Убийство Джанни Версаче" и "Поза", про "Американскую Историю Ужасов" я скромно молчу), и сериал про Дамера занял достойное место в этом списке.
Зная всегдашний уклон Мерфи и располагающую к этому уклону ориентацию Дамера, я боялась, что в сериале будет много пошлости, однако же -- ее нет! Почти совсем нет! Возможно, Эван Питерс, сыгравший Дамера, прописал в контракте, что обжиматься с парнями на камеру он не будет, возможно одно из двух, но лобызаний действительно нет. Как нет и очевидной кровиШШШи и расчлененки (а, зная подноготную Дамера, это удивительно). бОльший упор делается как раз на отношения Джеффа с отцом, сверстниками, соседями. О том, что полиция могда несколько раз схватить преступника (в том числе после первого же убийства), но из-за предвзятого отношения к цветным людям и банального раздолбайства, Джеффу удавалось ускользнуть из рку правосудия.
И - да - самое важное: в сериале главный злодей не будет оправдан. Если еще в самом начале нам немного жалко застенчивого юношу за рулем автомобиля, то ближе к концу нас тошнит от Дамера и его "патологических страстей".
Ну, и я очень удивлюсь, если Питерс за эту роль не отхватит себе какую-нибудь награду.
Кстати, саундтрек к сериалу писал сам Ник Кейв, это ого-го, ящитаю. Ну и находка со странными звуками, которые ты все никак не можешь идентифицировать, а потом понимаешь, что это крики китов, но к этому времени тебе уже кажется, что именно так звучат мысли внутри головы Джеффри Дамера.
Вывод: если рядом с тобой на сельской дискотеке танцует загадоШный блондин в очках, похухли, может его разыскивает милиция.
Разговоры с убийцей: Записи Джеффри Дамера ("Conversations with a Killer: The Jeffrey Dahmer Tapes") 2022г.
У меня есть одна теория, которая состоит в том, что серийникам до какого-то определенного момента времени помогают высшие силы. Они реально «берегут» их от стражей правопорядка. И Чикатило, и Фишер, и Сливко – все они до определенного момента были практически неуязвимы и невидимы. А Тэд Банди, два раза сбегавший прямо из зала суда?
Вот и с Джеффри Дамером тоже такое приключалось.
В самый первый раз, когда он вез разделенное тело Стивена Хикса на свалку, его остановили полицейские за то, что он наехал на разделительную полосу.
- Откуда дровишки?
- Из леса, вестимо…
- Я хотел спросить, не пил ли ты часом?
- Нет-нет, никак нет.
- А в пакетах что?
- Да вот, мои родители развелись, а я такой печальный по этому поводу, решил убраться в доме, чтобы стресс снять. Везу ненужное барахло на свалку.
- Вертайся-ка ты, парниша, взад, то есть назад, домой, хватит тут у нас полуночного мусорщика изображать.
- Ну ок.
Примерно вот так все было. С отеческими нравоучениями полицейский отпустил застенчивого белокурого юношу в очках…Если бы он только заглянул в те пакеты… Но в истории нет сослагательного наклонения.
Спустя 13 лет, в мае 1991 года Дамер заманит к себе в квартиру 14-летнего Конерака Синтасомфона. Он предложит ему 50 долларов в обмен на несколько снимков. Ну а дальше Джефф действовал по уже выработанной схеме: предложил мальчику напиток с транквилизатором, а, когда тот отрубился (!!!дальше будет жестоко!!!) просверлил ему дырку в черепе и залил туда соляную кислоту. Джеффри просто хотелось, чтобы мальчик навсегда остался с ним (как показывала практика «навсегда» в понятии Дамера – это два-три дня, потом «дружок» ему надоедал и Джефф его убивал. Ну и шел искать нового).
Несмотря на жестокую экзекуцию, Конерак выжил. Более того, когда Джефф отлучился в ближайший бар выпить пива, мальчику удалось выбраться из квартиры Дамера. Дочь и племянница соседки Джеффа заметили его и вызвали полицию. Пока полицейские пытались добиться от невменяемого мальчика, как его зовут и где он живет, из бара возвратился Джефф, увидел, что творится на пороге дома, сделал лицо кирпичом и – по отработанной схеме – это мой бойFренд, он пьян, давайте я его заберу. Соседки начали поднимать бучу: они уверены, что парень несовершеннолетний, с ним явно не все в порядке, заберите его в участок, ему нужна помощь. Но… Милуоки тогда был одним из самых rасистских городов в США, а соседки были цветными… но, возможно, полицейские просто не хотели связываться… в любом случае. Конерак был водворен обратно в квартиру Дамера и умер спустя час. К слову, соседка еще раз звонила в полицию с просьбой уточнить, что случилось с явно несовершеннолетним мальчиком, но ее заверили, что он очень даже совершеннолетний, поэтому не стоит волноваться и отвлекать полицию по пустякам.
Этот случай впоследствии станет одним из самых скандальных в деле Дамера, полицейских публично выпорют и уволят…а потом через суд восстановят на службе, да еще и компенсацию выплатят. Демократия, чО.
Эти два эпизода будут подробно рассмотрены в документалке про Дамера.
Все действие трехсерийного фильма (неужели кто-то услышал мои молитвы про «затягивание» сериалов???) основано прежде всего на записях бесед адвоката с Дамером, мы слышим, как он бесстрастно рассказывает о том, что сделал с тем или иным парнем, как он их убивал, зачем и что думал по этому поводу (спойлер: он не раскаивался).
Также мы увидим документальные кадры из зала суда, новостные ленты 1991 года и интервью с участниками событий (но не с родственниками жертв) по прошествии 30 лет.
Документалка достаточно грамотная, смотреть ее не скучно, нет вот этого: одно и то же по кругу.
Вывод: Мясо не стухло.
Я считаю, что Райан Мерфи просто красавчик, потому как он практически ничего не приукрасил в своем художественном сериале, очень бережно отнесся к памяти жертв Дамера и учел все нюансы его истории.
Сам по себе Джеффри Дамер у меня вызывает отвращение. Я не очень люблю про него читать и смотреть. И, если кому-то из серийников я могу посочувствовать (тому же Фишеру, например), то Дамеру – никогда.