Найти в Дзене
Libertà

ДВА КАПИТАНА. ПРАВДА САНИ ГРИГОРЬЕВА

кадр из фильма "Два капитана"
кадр из фильма "Два капитана"

Экранизация одноименного романа В. Каверина была создана режиссером Е. Кареловым на киностудии Мосфильм в 1977 году.

На одном из каналов заканчивается показ сериала. Я наконец поняла, почему у меня уже давно было неоднозначное отношение к главному герою. Казалось бы, положительнее человека не бывает, но что-то в Сане Григорьеве меня настораживало.

Речь пойдет о таком понятии как правда. Я хочу поговорить о том, всегда ли нужно говорить правду, всегда ли она уместна.

Александр Григорьев (Б. Токарев) никогда не сомневался на этот счет, он показан этаким правдорубом, режущим правду матку в любое время и в любом месте.

кадр из фильма
кадр из фильма

Саня умеет бороться и искать, умеет идти к своей цели, сражаться, побеждать. И несмотря на такой шикарный букет положительных качеств, у меня возникает отторжение этого человека.

Сам Григорьев не всегда говорил правду о себе. После того как Татариновы усомнились в его честности, отказали ему в доме и встречах с Катей, Саня поехал в Энск чтобы объясниться  с девушкой.

кадр из фильма
кадр из фильма

По возвращении, узнав о том что его собираются исключить из школы, Григорьев заявил что поехал навестить сестру. На самом деле он вообще не знал, жива ли она. Ехал он к Кате и, как борец за правду, обязан был оставаться правдивым до конца.

То есть у Григорьева есть удобная и неудобная правда. Если ему удобно, он выскажет полуправду, но от других с пеной у рта будет требовать честности в отношении себя.

В этой поездке есть еще один некрасивый момент. Любящий брат писал письма в Энск, не получал ответа, но не ездил туда. Поехал лишь чтобы заверить Катю в своей честности. Значит не такой уж любящий брат. В этом свете еще более некрасиво выглядит оправдание поездки с целью якобы сестру навестить.

кадр из фильма
кадр из фильма

Саня был зациклен на ненависти к Николаю Антоновичу (Н. Гриценко), которого было за что ненавидеть, скажем прямо. Но Кораблеву Григорьев говорит что ненависть не имеет отношения к факту обнародования писем и особенно того письма, которое он помнил на память.

Очень даже имеет потому что Саша сразу связывает строки письма капитана Татаринова в которых тот сожалеет что доверил подготовку экспедиции Николаю, с его братом, Николаем Антоновичем. Только человек, в котором живет ненависть, мог сразу связать два имени.

На тот момент Саша был еще молод, мог не знать о том, что любую экспедицию готовит не один человек. Но он интересовался этой темой, много читал, значит, должен был знать.

В любом случае устная информация бездоказательна и очень сомнительна для слушателей. Самого письма не было, оно не сохранилось, но Григорьев передал все это Марии Васильевне (И. Печерникова), которая после этого разговора покончила с собой.

кадр из фильма
кадр из фильма

Катина мама была слабой женщиной, не умеющей построить свою жизнь без сильного мужчины рядом, тем более стоило поберечь ее потому что она мать любимой девушки.

В этот момент ненависть к Николаю Антоновичу была сильнее любви к Кате и уважения к ее матери. Поэтому я не верю словам Григорьева о том что им двигала не ненависть, он сам мог не понимать этого, но именно это чувство им руководило в тот момент.

И уж совсем отвратительно, на мой взгляд, выглядит визит к Татариновым сразу после смерти Марии Васильевны. Люди собрались по другому поводу, они оплакивают близкого человека. Вдруг появляется правдолюбец Саня и начинает требовать от Николая Антоновича оправдательные письма.

кадр из фильма
кадр из фильма

Не время и не место, но понятие деликатности и уважения к смерти Сане не знакомо. Для него главное - он сам, центр вселенной, которого на этот раз даже не оболгали, а посмели опровергнуть его слова.

Надо уметь терпеть и ждать, уважать чувства других людей. Правда может оказаться опасной, она может убить человека. Прежде чем сказать, следует подумать, чем это обернется для других.

В случае Сани правда не была такой уж необходимой для Марии Васильевны, она нужна была только самому Григорьему в его борьбе с Николаем Антоновичем. Последний, кстати, умел ловко манипулировать фактами и людьми в собственных целях и был отвратительным человеком.  Но победа над ним имела слишком высокую цену, тем более, что победить Сане не удалось.

После вой_ны Григорьев встречается с Ромашовым (Ю. Богатырев), пытавшимся купить у него Катю ценой документов, изобличавших Николая Антоновича. Саня вызвал Н.А. к себе, не понимая, что старый больной человек давно уже потерял самое дорогое для себя - Марию Васильевну. Ради нее он совершал все свои подлости, ради нее жил, никакие битвы с Саней ему давно уже не интересны.

кадр из фильма
кадр из фильма

А Григорьев все доказывает и доказывает...

Все вышесказанное является моим личным мнением, но я считаю что такие борцы за справедливость, как Саня, ради своей  борьбы переступят через человека и не заметят этого.