Рубеж ХХ – ХХI веков – это время формирования современной культуры. Характерным для нее стал постмодернизм и постиндустриализм. Постмодернизм – это реальный и незавершенный процесс современной культуры. [1]Он предлагает новую модель познания и понимания мира, совмещающую реальные методы к познанию культуры, утверждающей нелинейную и плюралистическую картину мира.
Постиндустриальное общество принято считать обществом, основанном на знаниях. Для современной культуры, в первую очередь, это информация, имеющая практическое значение и способствующая получению определенных результатов. Такой тотальный практицизм является одной из базовых характеристик культуры XXIв.
Постиндустриальное общество задает постмодернизму «правила игры» в предметном и информационном мирах, создавая условия для развития информационного мира в новом качестве. Влияние постмодерна выражается в методах понимания направленности постиндустриального общественного развития. Постмодернистское восприятие мира направленно на пассивное принятие постиндустриальных процессов, отстраняясь от попыток их регулировать как отдельными индивидами, так и обществом в целом.
Культура постмодернизма, имеющая коммерческий характер, объявила время исполнения желаний. По Делёзу и Гваттари, сфера бессознательного (сфера желания) — это сфера свободы и творчества и не нужно торопиться устанавливать над ней контроль. К этому же призывал основатель психоанализа З. Фрейд, одновременно утверждая, что культура как система нормативных ценностей оставляет на человеческой психике следы ранений. Человек становится таким не только благодаря биологическому фактору эволюции мозга, но и такому элементу социальности, как система запретов (табу). Для человека культуры XXI в. вседозволенность тоже не допустима, желания которого должны хотя бы в некоторой степени регулироваться разумом, а не ангажированными СМИ.
Современная культура вышла из – под контроля общества. Значение культурной автономии выражается в появившимся недавно термине «индустрия культуры», обозначающий прямое воздействие технологических инноваций на мировую культуру, и любые коммерческие начинания, использующие творческое начало. Это относится ко всем традиционным видам искусства и большого круга деятельности, связанной с дизайном, модой, аудио-, видео-, кино-, мульти-, медиа- производством и др. — вплоть до разработки компьютерных программ. Вместе с этим в электронное пространство сети Интернет включаются разные сферы культуры, такие как экономика, политика, образование, наука, искусство. Происходит виртуализация процессов деятельности в этих областях культуры, и ее продуктов. В итоге граница между реальным и воображаемым в сознании людей оказывается все более подвижной. Благодаря этим процессам в современной общественно-культурной реальности виртуализация культуры становится более очевидной.[2]
Для культуры постмодернизма становится характерным:
· принцип плюрализма;
· идея демократизации культуры;
· принцип дополнительности культур – поиск культурных традиций, отличающихся от традиционного европоцентризма;
· отказ от канонов – отказ от авторитетов, классических и традиционных приемов;
· диалогичность – как столкновение разных позиций без последующей необходимости сведения разных смыслов к общему и единому знаменателю;
· игровой принцип – игра как способ нарушения одномерной логики, выход за ее рамки;
· неопределенность – как следствие диалогичности и открытости;
· принцип монтажа и фрагментарность;
· признание, что сущность культуры и человека изучается в предельных состояниях (чувство тревоги, ужаса, приближения гибели и т.п.);
· принятие того, что нельзя дать единственное верное и законченное определение культуры;
· утверждение нереальности постижения и осмысления сущности культуры и человека рациональным методом;
· гибридизация (или редуцирование) – обращение к плагиату и пародия оригинальных произведений;
· смешение жанров, стилей.
В искусстве XXI в. окончательно сформировался жанр фэнтези – направление в литературе и живописи, в котором используются образы мифологических и сказочных созданий. «Родителями» фэнтези в живописи считаю М. Врубеля («Принцесса Грёза», «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь») И. Билибина («Овинник», «Гамаюн», «Русалочка»), В. Васнецова («Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Гамаюн, птица вещая»), в работах которых присутствуют фантастические герои из фольклора и легенд. В отличие от фантастического реализма, мифологические существа выглядят реалистично, а воображаемый мир максимально приближен к окружающему. В фэнтези более свободно, чем в фантастике, употребляются мотивы дальних путешествий во времени и пространстве, внеземных миров, искусственных организмов, загадочных миров исчезнувших цивилизаций. Из этой смеси фантастики, легенд, фольклора и богатой фантазии формируется фэнтези как направление в живописи и литературе.
В фэнтези живопись тесно связана с литературой: начиная с обложек и иллюстраций и заканчивая картинами с изображением литературных героев из произведений данного стиля. Очень часто бывает, что художники в своем творчестве использую персонажей из фэнтези – литературы. Наибольшее влияние на художников оказало творчество Д. Р. Р. Толкиена, создавшее целую серию неповторимых живописных работ братьев Грега и Тима Хильдебрандтов, Алана Ли, Тэда Насмита и Джона Хоу.[3]
Отличительная черта фэнтези – это специфический способ повествования и изображения в стиле сказочного эпоса, дополненного причудливыми пейзажами и существами из других измерений, миров и времен. Распространенными шаблонами стиля являются: магия, война, средневековый уровень развития цивилизации, рыцари, лошади, драконы, эльфы и т.д.
[1] Большаков В. П., Иконникова С. Н. Культурология. – М., 2010. С. 391.
[2] Водопьянова Е. В., Коробейникова Л. А. Европейская культура: XXI Век / Е. В. Водопьянова, Л. А. Коробейникова. - М. ; СПб. : Нестор-История, 2013. — 18 – 27 с.
[3]URL. : http://www.kultoboz.ru/fantasy-art (дата обращения: 05.03.16.)