В сети мелькнула тема о разработке программы «Виртуальный второй пилот». Небольшая информационная волна всколыхнула профессиональное сообщество очень на короткое время и затихли. То ли из-за неверия в перспективы этого проекта, то ли из-за отсутствия иных инфоповодов.
Для начала я хочу сказать, что в далёком 2006 году мной был написан рассказ под называнием «Обычный полёт 2036 года». Именно в этом рассказе описывается полёт самолёта с экипажем из одного пилота. Половина срока из отведённых на прогнозируемые изменения уже прошло. И вот появились признаки того, что в указанном рассказе описаны события, которые могут иметь место в реальности.
И тем не менее, я выскажу отрицательное отношение к перспективам этой программы.
И первое возражение моё будет не по поводу безопасности. А, как это не покажется странным, я уверен, что на данном этапе этот проект экономически нецелесообразен.
Далее я приведу аргументы в пользу своей версии.
За счёт чего можно получить экономический эффект при уменьшении лётного экипажа вдвое?
На ум сразу приходит ответ: «Так зарплата сократится вдвое». А я ещё добавлю, что кроме зарплаты вдвое сократятся все выплаты компании, которые приходится делать за пилотов. Сюда можно отнести отчисления в ПФР; в фонд медицинского страхования; в фонд социального страхования и прочие выплаты, наличие которых должно быть аргументом против моего утверждения.
Но тем не менее я уверен, что сокращение всех этих расходов не покроет расходы увеличивающиеся при внедрении программы «Виртуальный второй пилот».
И давайте рассмотрим эти расходы.
Во-первых, возрастут расходы на обучение командира воздушного судна. Согласитесь, что работа в экипаже с одним пилотом – это уже немного друга работа.
Внимательный читатель быстро посчитает разницу между зарплатами линейного пилота и пилота бизнес авиации, который имеет право выполнять пилоты без второго пилота и эти цифры не будут убедительными.
Но давайте поставим себя на место (нет не пассажира, а чиновника, который будет утверждать программы подготовки пилотов, которые будут управлять пассажирским лайнером с сотнями пассажиров на борту) и подумаем: будут ли эти программы аналогичны действующим или всё же они станут более продолжительными (а значит и более дорогими), как для первоначальной подготовки, так и для поддержания квалификации.
Ответ: несомненно будут эти программы дороже.
А нужны ли будут ждя пилота, выполняющие полёты "solo" более жёсткие ограничения по возрасту?
Скорее всего, да. И это означает, что стоимость подготовки возрастает, потому что нужно будет больше пилотов.
А будем ли мы вводить более жёсткие ограничения по состоянию здоровья пилота?
Если будем (а мы будем), то значит стоимость обследования будет дороже.
Насколько?
Я думаю, в разы.
А ещё при ужесточении требований увеличится количество пилотов, которые будут по медицинским показаниям лишаться лицензии. Это тоже делает пилота более дорогим.
Но и это ещё не всё. Мы хорошо помним те случаи, когда суицидальные намерения пилота приводили к катастрофам. И это при том, что следования действующим правилам могло предотвратить такие случаи. А когда пилот в кокпите один, то значит нужен очень тщательный постоянный мониторинг его психологического и психиатрического состояния. А это уже очень дорого.
И очень ненадёжно.
Но может есть возможность подобные опасности предотвратить при помощи автоматики?
Интересная тема.
Но это уже тема другой статьи.