Найти тему

Что делать, если ученик хочет бросить занятия фортепиано

Для меня профессия музыканта – это счастье! Не было бы у меня других обязанностей - я занималась бы музыкой 24 часа в сутки. Но если бы вы знали, как отчаянно, как невероятно сильно в детстве я хотела бросить «музыкалку»!.. И бросила бы обязательно, если бы не строгость моих родителей.
За 29 лет преподавания я сталкивалась с этим явлением не раз, как в своей практике, так и в опыте моих коллег. Когда ребёнок бросает музыку, педагог часто испытывает такое гнетущее чувство: «А не виноват ли я?...Что я не так сделал?...» Но, дорогие коллеги, не стоит себя корить. Зачастую у детей свои причины, не связанные с нами лично. Связаны ли они с системой музыкального образования в ДШИ? Это да. Но тоже не на 100%. Даже если мы предоставим самую лучшую систему, самую гибкую и интересную, всё равно определённый процент детей не доучится до выпускного класса. И это нормально. Человек пробует. Понравилось – продолжает. Нет – прекращает занятия.
Тогда, раз это нормально, почему мы вообще поднимаем эту тему? По единственной причине. Многие их тех, кто бросают занятия, впоследствии очень сожалеют об этом. Но как понять, кого можно с лёгкостью отпустить, а кого попытаться удержать? Давайте попробуем разобраться. Я, разумеется, излагаю свою точку зрения и не претендую на истину. Но в начале моей педагогической деятельности мне было очень больно, когда дети уходили. Так что, может быть, кому-то из вас помогут мои рассуждения.
Сначала рассмотрим типичные ситуативные варианты и в целом нашу возможную реакцию.
1. Ученик способный, но ленивый. Любит музыку, но мало занимается. В итоге пребывание в постоянном стрессе приводит его к решению бросить музыку.
Это как раз тот случай, когда нам нужно попытаться удержать ребёнка. Почему? Во-первых, у него есть любовь к музыке, во-вторых – способности. Если бы он был более организован дома, он бы хорошо учился, и возможно имел бы прекрасные результаты. Всё это может прийти к нему позже, когда он немного повзрослеет.
2. Ученик средненьких способностей, но музыку любит и чувствует. Ему трудно учиться , он думает: «Всё равно ничего у меня не получается. Брошу, устал».
Это тоже тот случай, когда нужно стараться ученика отговорить от поспешного шага. Многие дети интеллектуально раскрываются позже. Кроме того, возможно именно такой ученик станет музыкантом из-за своей любви к музыке. Но даже если не станет, то уж он-то точно будет жалеть потом, что бросил.
3. Ученик способный, может быть даже очень способный. Но учиться музыке НЕ-ХО-ЧЕТ!
Нужно ли в таком случае пытаться удержать ученика в музыке? Мой ответ – да! Желание может прийти позже. Это как раз мой случай. В самом начале 6 класса я наконец-то решилась робко сообщить моим строгим родителям о том, что я ооочень сильно НЕ хочу учиться в музыкальной школе. Они, к моему величайшему удивлению, сказали: «Раз так, то и не надо». Я летала от счастья. Но моя учительница, Зинаида Васильевна, сыграла в этой ситуации решающую роль. Она пришла к нам домой и поговорила с моими родителями, после чего они сказали мне: «Мы тебя не заставляем, но подумай – тебе осталось учиться всего два года. Может быть, есть смысл всё-таки закончить музыкальную школу?» Не знаю почему, но я сказала «да». Не прошло и полгода, как всё переменилось, и я увлеклась фортепиано. Однако если ученик говорит твёрдое «нет», то, конечно, настаивать не стоит. Он сделал свой выбор. У него наверняка есть способности и в других областях. Все не станут музыкантами.
4. Ученик очень слабый по способностям. Все эти занятия для него – настоящая мука. Он не может больше терпеть. Он хочет всё бросить и забыть о фортепиано, как о кошмарном сне.
В такой ситуации, конечно, заниматься в музыкальной школе ему не нужно. Пользы не будет. А вот частные уроки могут подойти. У меня тоже такие ребятишки были. Приходили, бросив музыкальную школу с крайне низкими показателями. Добивались ли мы успеха? Ну, наверное, успехом это сложно назвать, но всё-таки мы делали несколько приятных и уверенных шагов за счёт методики. Эти дети сразу вырастали технически (с методикой «Ручные пьесы-упражнения» все вырастают технически, она так построена), и у них уходило ощущение собственной беспомощности и разочарования в себе.
5. Слабые по способностям ученики, равнодушные к музыке.
В этом случае не стоит даже пытаться удержать ученика. Пусть ребёнок ищет то, к чему имеет способности и интерес, и не тратит своё время на музыкальные занятия, которые не принесут ни результатов, ни радости.
6. Очень занятые дети. У них с десяток дополнительных занятий. Они не успевают и хотят оставить музыку.
В этом случае, если у ученика яркие способности, нужно уведомить об этом родителей. Может быть, они, узнав о музыкальной одарённости своего ребёнка, решат продолжать занятия. Если способности слабые, то практически нет смысла убеждать ученика. В условиях высокой занятости ребёнка результатов не будет.
Я рассмотрела лишь несколько типичных ситуаций. Но у всех, желающих бросить, есть свои причины. Что до меня, то мне было скучно, нестерпимо скучно вплоть до середины 6 класса. А потом стало интересно. Я связываю это с развитием техники. Мне понравилась техничная игра, и я увлеклась серьёзно, на всю жизнь. Помню, у меня тогда появились в игре новые ощущения, физические и эмоциональные, появилась уверенность и сила в прикосновении к инструменту, «побежали» пальцы. Ух! Как же это приятно вообще, и как восхитительно было испытать это впервые. Как первая любовь) Впоследствии это и стало одной из причин, по которой я задумалась о том, что нужно стремительно развивать технику сразу, в первые годы. Я долго искала, и однажды мне наконец-то пришла идея, как можно научить детей наслаждаться техникой уже в младших классах даже при скромных способностях. Я читаю в письмах, приходящих мне: «Спасибо! Ученик хотел бросить музыку, но мы стали заниматься по вашей методике, и он передумал, остался, увлёкся» - вот эти слова очень ценные для меня. Меня тоже нередко просят позаниматься с детьми, которые близки к тому, чтобы бросить музыкальную школу. Мы занимаемся три-шесть месяцев, иногда год, и у ребёнка проходит стресс. И дело здесь не в моей магии или каких-то хитростях. Вся магия в технике! Методика «Ручные пьесы-упражнения» - лёгкий путь к улучшению техники, доступный каждому ребёнку. Вы можете скачать на моём сайте несколько бесплатных пьес и попробовать дать их детям, чей интерес к занятиям претерпевает стресс. Это очень понятная методика. У неё серьёзные задачи, но удобный и простой путь. Ведь так или иначе, если ваш ученик хочет оставить музыку, а вы понимаете, что нужно его убедить в обратном, одних слов будет недостаточно. Придётся корректировать подход, требования, что-то менять, освежать. И дело здесь вовсе не в «танцах с бубнами», как принято говорить о том, что педагог чего только не делает, чтобы увлечь ученика. В моей методике смысл в особой стратегии, приносящей более быстрый, но в то же время качественный результат, который в свою очередь мотивирует ученика. Вся она изложена в учебниках, сборнике пьес-упражнений и фонограммах. Это уютная тропа к заветной цели, позволяющая сэкономить много времени, сил и насладиться путешествием в прекрасный мир музыки. И эта методика именно для младших классов.