Найти тему
Владимир Гордеев

Андрей Рублев (1966, СССР, исторический): Страсти по Андрею

В фильме Тарковского нет генезиса человеческого бытия жизни существования в рамках отдельного государства, но есть генезис человеческого духа, и здесь уже никаких рамок быть не может. Кроме того, это единственный фильм, который стирает рамки между настоящим и прошлым человеческого духа. Показывает эту историю как нечто преемственное.

Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)
Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)

Фильм, к тому же, абсолютно религиозен — потому что преемственность также является одним из принципов соборности: все христиане (наших и прошлых веков) — тело Христово, Его церковь. "Гениальное" — суть Богом данное. Откровение. Среди всей грязи Средневековья (а также индустриальной эпохи, постиндустриальной эпохи, нашего настоящего времени), средь продажных, завистливых, безжалостных, жестоких и просто бездарных людей, один гениально одаренный человек находит другого гениально одаренного человека — молодого, невзрачного, "человечишку искусства-ремесла" Бориску, отрока. И когда Бориска простирается где-то на грязи, выполнив свою работу и вытянув все жилы из себя, Андрей впервые за многие года нарушает обет молчания. Он передает Бориске не талант, — что, безусловно, произошло бы в любой сказке, — а пытается передать ему волю к жизни и волю к творчеству, которых, казалось бы, лишился сам…

Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)
Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)

"Андрей Рублев" — мой самый любимый фильм. Это единственный фильм, который неизменно возвращает мне веру в людей, а жить вне человеческого общества не каждый человек может.

Фильм показывает, как из тотального смрада и гнили рождается какое-то смелое, мощное, чистое чувство. Рождается оттуда, откуда по определению родиться не может. Оно рассыпается чудесными красками по древесине, звенит в переплавленном металле, находит отклик в закостенелых человеческих душах, согревает полумертвые после избиений тела. И это отнюдь не робкая надежда на Царство Небесное, где будет спасение от смрада и гнили, а сильная, всепроникающая уверенность в том, что царствие божие возможно и на земле.

Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)
Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)

"Андрей Рублев" — уникальный фильм, и его внутренний механизм остается для меня неразгаданной тайной.

Я счастлив, что этот фильм снят в России (с другой стороны, ни в какой другой стране он и не мог быть снят).

Оценка: 10,0 из 10.

Режиссер: Андрей Тарковский
Сценарий: Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский,
Оператор: Вадим Юсов,
Композитор: Вячеслав Овчинников.

В главных ролях: Николай Бурляев, Анатолий Солоницын.
В ролях: Николай Гринько, Иван Лапиков, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков.

Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)
Кадр из фильма "Андрей Рублев" (1966)

📺 Смотреть фильм "Андрей Рублев" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте:

Андрей Рублев (1966, СССР) фильм Андрея Тарковского

Читайте также на моем канале:

На съемках фильма "Андрей Рублев" (1965-й год)
На съемках фильма "Андрей Рублев" (1965-й год)