Не похоже, что российское общество хочет прекращения войны на Украине, — считает глава российского отделения Академии обороны Финляндии Симо Песу. Напротив, крупные людские потери могут усилить поддержку войны среди русских.
MTV Uutiset, 05.01.2023. Tommi Forsman
— Согласно различным опросам, многие русские ничего не имеют против войны, а некоторые даже не интересуются ею. Но часть её поддерживает.
Об истинном уровне поддержки остаётся только предполагать — публичная критика войны запрещена законом.
— Если в целом исходить из того, что народ загоняют туда силой, то это не пользуется большой популярностью, потому что война идёт не очень хорошо и оборачивается потерями. Она затрагивает всё больше семей, — говорит Песу.
Однако он напоминает, что Россия — огромная страна, а потому может вести войну, посылая на фронт сотни тысяч солдат невзирая на потери.
— Это не сломит общество в один момент, но в долгосрочной перспективе — наверняка, поскольку война протекает неудачно. Ничего положительного о ней сказать не могут, а политическая элита явно находится под давлением необходимости достичь какой-то приемлемой ситуации.
— У России нет предпосылок к победе, кроме как в долгосрочной перспективе — и, вероятно, они это понимают. Приходится изобретать различные трюки для людей.
Он полагает, что поведение России говорит о её подготовке к длительной войне.
Песу считает, что в дальнейшем Россия может всё больше использовать на фронте срочников, несмотря на то, что до сих пор их отправка на войну отрицалась, а в рамках мобилизации призывались резервисты.
— На новый год они намекнули, что собираются вести продолжительную войну, что обеспечат вооружённые силы ресурсами и увеличат их. Другой вопрос — как именно это произойдёт, но этот сигнал говорит о том, что русские намерены воевать долго.
Тот факт, что Россия продолжает наносить удары по украинской инфраструктуре, особенно энергетической, тоже говорит о систематических действиях, хоть война временами и выглядит хаотичной.
— Очень сомнительно, что подобное сломит боевой дух украинцев. Напрямую на боеспособность армии это не влияет, но долгое использование такой тактики причиняет сложности, поскольку украинцам приходится тратить поистине много ресурсов на противовоздушную оборону и восстановление.
По мерее затягивания войны и роста потерь всё большее количество российских семей сталкивается с потерями близких на фронте. Песу отмечает, что большая численность погибших может также послужить «топливом» для продолжения войны.
В декабре Украина утверждала, что Россия уже могла потерять порядка 100 000 военнослужащих.
— Может оказаться, что в долгосрочной перспективе война будет получать поддержку. Возникнет вопрос: раз уж мы зашли так далеко, почему бы и не продолжить? Надо продолжать, поскольку слишком многое уже потеряно.
В последние дни российские потери вызвали активное обсуждение, в частности среди военкоров. Украина нанесла удар по зданию ПТУ в Макеевке, в котором были размещены русские военные.
По украинской информации, счёт погибших при этом ударе идёт на сотни. По российским данным погибло 89 человек. Российские власти попытались возложить вину за эти потери на самих солдат, поскольку те использовали мобильные телефоны.
Симо Песу утверждает, что в российской культуре управления лидер страны Владимир Путин выглядит непогрешимым, в то время как ошибаются исполнители.
— На их ошибки обращают внимание, но лидера и его решения не критикуют.
Растущие потери усиливают критические голоса, но направлена ли критика против войны как таковой или лишь против её неудачного течения?
— Критика в соцсетях в основном сводится к тому, что война идёт плохо, сама по себе она не проблема. Это связано с тем, что за критику войны законом предусмотрены последствия.
— Говорится об ошибках исполнителей — чтобы у руководителя была возможность их исправить. Здесь мы снова сталкиваемся с тем, как функционирует российское общество.