На творчество подавляющего большинства поэтов и писателей огромное влияние оказывают их любовные увлечения. Пережитая любовь не просто вдохновляет их на создание глубоких, жизнелюбивых женских образов, но и нередко непосредственно выплескивается на страницы их книг. Яркое подтверждение тому мы находим в творчестве И.С. Тургенева.
Пронзительное откровение, с которым написана его повесть «Первая любовь», не оставляет сомнения в том, что невозможно написать такое, не испытав самому. И действительно, в свои 14 лет писатель пережил подлинную трагедию, влюбившись в восемнадцатилетнюю Екатерину, юную поэтессу, дочь графини Шаховской, имение которой было по соседству с имением Тургеневых.
Портреты героев повести с предельной точностью списаны с реальных прототипов. Любовь эта оказалась безответной — девушка играла с чувствами юного возлюбленного, но подлинной трагедией для юноши стала душевная рана, которую нанес ему отец, оказавшийся его соперником. Эта рана оставила неизгладимый след и наложила отпечаток на те чувства любви, которые испытывал писатель в дальнейшем.
В 1834 году Тургенев, студент историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, приехал на зимние каникулы в родное Спасское-Лутовиново. Он узнал, что его мать продала соседке-помещице крепостную девушку Лушу, с которой они вместе росли. Какие отношения связывали молодых людей доподлинно неизвестно. Тургенев попросил мать вернуть Лушу, поскольку о жестоком нраве ее новой хозяйки было широко известно, ее даже прозвали Медведихой. Просьба вызвала гнев матери, и тогда Иван Сергеевич выкрал девушку и спрятал ее в одной из деревень. Медведиха сразу догадалась, кто похититель, и написала жалобу в жандармское управление, причем указала, что «молодой барин и его девка бунтуют крестьян». Капитан-исправник разыскал девушку, но Тургенев с ружьем в руках решительно заявил, что не отдаст Лушу. Капитан-исправник не стал испытывать судьбу, вернулся в жандармское управление, написал рапорт, на основании которого было возбуждено уголовное дело «О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева». За такой проступок Тургеневу грозила каторга, мать как могла пыталась замять дело. Она вернула Медведихе деньги за Лушу с процентами, девушка осталась в Спасском. Дело не было доведено до суда, но и не было закрыто в течение 27 лет. Кроме того, это событие не нашло отражения в творчестве Тургенева, хотя все основные жизненные вехи получили освещение в его романах и повестях.
В мае 1838 года Тургенев отправился в Германию на пароходе «Николай I» — об этом путешествии его очерк «Пожар на море». На том же пароход направлялась к мужу с малолетними дочками Э.Ф. Тютчева, супруга знаменитого поэта. На пароходе начался пожар, капитан повел корабль к берегу, где посадил на мель, пассажиров на шлюпках перевозили на скалистый берег. Пароход сгорел на глазах спасенных, пять человек погибли. Пройдут годы, и Тургенев будет серьезно увлечен дочерью Тютчева…
Из-за границы Тургенев приехал в Спасское-Лутовиново, где встретился с белошвейкой А.Е. Ивановой, которая работала в имении по найму. Ее образ мы находим в романе «Дворянское гнездо»: отец Лаврецкого полюбил скромную дворовую девушку Маланью. Мать Тургенева, узнав о романе сына, немедленно выгнала Авдотью Ивановну, та уехала в Москву, родила девочку, которую вскоре забрали в Спасское, а Тургенев до самой смерти выплачивал матери своей дочки пенсию. Образ Авдотьи получил отражение и в стихотворении Тургенева «Цветок».
Осенью 1841 года Тургенев отправляется в гости к М.А. Бакунину, идеологу анархизма. Там нередко гостили известные люди: Белинский, Грановский, Толстой, Горький. Тургенев знал, что четыре сестры Бакунина посещали в Москве философский кружок Станкевича. Взгляд Тургенева сразу же привлекла младшая из сестёр — Татьяна Александровна.
Сначала Тургенев, который был моложе на три года, воспринимал Татьяну как старшую сестру. Их сблизили стихи. Тургенев сказал ей: «Поэзия – язык богов. Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас». За шесть дней они прошли путь от дружбы до симпатии, а затем и до влюбленности. А потом были письма. Татьяна, не в силах сдерживать чувства, сама призналась ему в любви, а в ответ Тургенев написал ей: «Я никогда ни одной женщины не любил более Вас, хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью».
Роман с Татьяной Бакуниной нашёл отражение в рассказах «Андрей Колосов», «Переписка» и в целом ряде стихотворений. Некоторые биографы считают, что ей посвящено и удивительное стихотворение, ставшее романсом: «Утро туманное, утро седое…»
Осенью 1843 года Тургенева захватило едва ли не самое сильное чувство в его жизни — любовь к Полине Виардо.
Ее он увидел впервые на сцене, когда она исполняла партию Розины в опере «Севильский цирюльник». Обращает на себя внимание тот факт, что Тургенев «громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Полине Виардо». О других увлечениях можно прочитать в его произведениях, но он практически никому никогда о них не рассказывал. Письма Тургенева создают мнение о большой любви Тургенева к певице. И в письмах, и в жизни он вел себя как горячо влюбленный. Остается загадкой, как Тургенев смог уехать вместе с Виардо и ее мужем в Европу против воли своей матери. Он еще не был известен ни в России, ни в Европе, не имел своего дохода, а поездка требовала немалых средств. Загадкой остается и абсолютно спокойное отношение мужа Полины Виардо к ухаживаниям Тургенева. Более того, есть данные о том, что эти отношения сулили супругу Виардо материальные выгоды. Тургенев почти непрерывно сопровождал певицу во время ее многочисленных гастролей. Однако, приезжая в Россию, он не только завел немало романов, но и неоднократно делал попытки построить семью. Известен роман Тургенева с любимой сестрой Толстого Марией Николаевной — он отразился в повести «Фауст».
Глубокий след оставили в душе Тургенева отношения с баронессой Ю.П. Вревской, которая отправилась сестрой милосердия в действующую армию во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. В память о ней Тургенев написал несколько прекрасных стихотворений. Известна история любви Тургенева к актрисе М.Г. Савиной…
Завесу над тайной приоткрыли мемуары Ю. Дроздова «Записки начальника нелегальной разведки», опубликованные в 1999 году.
В них отмечается, что среди российских разведчиков-нелегалов было немало выдающихся людей, известных миру как писатели, исследователи и путешественники. Среди них Н. М. Пржевальский, И.С. Тургенев, А. Фигнер, Иакинф Бичурин. О том, что Тургенев был резидентом разведки Генерального штаба Русской армии в Европе писал Ю. Яковлев в своей книге «ЦРУ против СССР», упоминал об этом и Ю.В. Андропов в бытность свою председателем КГБ.
О том, как Тургенев стал разведчиком, прямых свидетельств нет. Однако наводит на некоторые мысли история со спасением девушки Луши, когда уголовное дело не было доведено до суда, но и не было закрыто 27 лет.
В конце своей жизни Тургенев был убежден, что является главным в жизни каждого человека: «Нет счастья вне семьи и вне Родины, каждый сиди в своем гнезде и пускай корни в родную землю. Что лепиться к краюшку чужого гнезда?»
(По материалам Н.Ф. Шахмагонова «Любовные драмы русских писателей».)