Не подскажете ли, где находится золотой дом? — На углу улицы Лаффита! — А не подскажете ли, где находится улица Лаффита? — Ступайте на бульвар Итальянцев. — Но… этот бульвар… Итальянцев… он-то где? — За Монмартрским бульваром. — Ну тогда понятно: возле Монмартрского холма. — Да что вы такое говорите? До него рукой подать! — Дело в том, сударь, что я впервые в Париже. — Оно и видно! Д. Жирарден. Парижские письма виконта де Лоне
Монмартрский бульвар, от которого до самого холма Монмартр и правда довольно далеко, входил в кольцо правобережных бульваров, и на нем заканчивался ареал обитания светских львов, денди и модных бульвардье. Название свое он получил по названию улицы, к этому холму ведущей. Ненадолго из IV округа вернемся на парижские бульвары, обещала же про все рассказать.
На углу бульвара Монмартр и ул. Ришелье с 1789 г. располагалось кафе Фраскатти, но кафе не главное назначение этого заведения, это была еще и гостиница и очень крупный, известный в городе игорный дом, стены которого первый владелец-итальянец расписал фресками в "помпейском стиле". Дом и сад представляли дворцовую роскошь: зеркала, скульптуры, позолота, апельсиновые деревья в саду были подсвечены.
По общему правилу игорные дома заканчивали работу в полночь, во Фраскатти игра продолжалась и позже. Но играть там было не обязательно, можно было просто отужинать или свести знакомство с дамами, туалеты и воспитание которых были настолько хороши, что это иногда приводило чужаков в смущение, они думали, что общаются с дамами из высшего общества, а потом узнавали, что дам зовут «мадмуазель Аделаида или Розалия».
В ночь с 1837 на 1838 г. все игорные заведения в городе были официально запрещены, что тут же увеличило рост подпольных, поскольку в Париже тогда, как говорили, играли все без разбора пола, возраста или социального положения. После закрытия игорного дома на его месте, среди прочего, открылись магазин модной одежды, парикмахерская и ателье Бюиссона, любимого портного Бальзака, который появлялся во множестве его произведений и которому Бальзак был всегда должен.
Дальше, на углу с улицей Вивьен располагался один из многочисленных дворцов семьи Монморанси, известный под многими именами, но более всего как отель Монморанси-Люксембург в XVIII столетии. На рисунке вид дворца со стороны как раз бульвара и слева видна беседка в китайском стиле, сады отеля были обширны и занимали почти весь квартал до ул. Сен-Марк.
В революцию герцоги Монморанси эмигрировали, а их собственность использовалась как хранилище для изъятых у аристократии и церкви книг. В 1800 г. дворец, так и не вернувшийся к владельцам, превращается в модный пассаж, у входа англичанин (или американец) Тейер возводит две круглых башни, где демонстрировались панорамы - одна с видами Парижа, другая с бегством английского флота из города Тулон. Новинка пришлась парижанам по душе и дала название пассажу–пассаж Панорам, пожалуй самый популярный крытый пассаж в городе. А развлечение это в Париже было популярно, показывали панорамы Иерусалима, Константинополя, Афин и тд., но к 1831 г. башни уже снесли.
А еще мы точно знаем, какие лавки размещались в этом пассаже: кафе Верона, кондитерская «Герцогиня Курляндская», где независимо от сезона можно приобрести фрукты, писчебумажные товары Сюсса, где «шкатулки, чернильницы, пюпитры с секретом, ящички для визитных карточек», шляпки, духи, ювелиры, чайный магазин "Маркиза", белье, портные, обои, краски, кофеварки, ноты, перчатки в магазине «Волшебная лампа», еще одна кондитерская "У Феликса", чересчур дорогие зонтики.
Анненков в магазине Дивильруа любовался «коллекцией старых опахал, роскошно обделанных в черепаху, золото и перламутр и на которых кисти учеников Вато и Буше изобразили беседу дам и кавалеров в присутствии амуров, поясняющих содержание ее, сельские праздники, даже мифологические события под деревьями, где в листьях таятся воркующие голуби.»
Еще здесь в 1868 г. открылось очень интересное заведение - частная академия художеств, основанная художником Рудольфом Жюлианом. Во второй половине XIX века она стала главным конкурентом парижской Школы изящных искусств, туда принимали любителей и та-дам, женщин. В Школу их не принимали до 1897. В академии Жюлиана училась Мария Башкирцева, рано умершая художница, больше известная своими дневниками.
Из пассажа темный коридор вел в один из входов театра "Варьете", основанного в 1807 г., одного из множества бульварных театров. Вот как описывал его Золя в романе "Нана" в 1867 г.
Это был глухой угол между галереей Варьете и Сен- Марк, где помещались темные лавки: сапожные без покупателей, лавка старой мебели, закоптелая читальня, где слабо мерцали лампы под абажурами, бросая вокруг зеленоватый свет; здесь постоянно сновали господа хорошо одетые, терпеливо выжидавшие у подъезда артистов, где всегда толпились фигурантки в лохмотьях и пьяные машинисты. Газовый рожок под матовым колпаком освещал вход театра.
Бульварный - это негосударственный театр, имеющий исключительно неакадемический репертуар, там часто шли спектакли на какие-то злободневные темы, что и привлекало публику. А.И. Тургенев предлагал ходить в театр "Варьете" для изучения всех слоев парижского общества. Вера Мильчина, писатель, переводчик и большой знаток Парижа XIX в рассказывает, что однажды в театре "Варьете" шла пьеса-пародия на оперу Сальери «Данаиды». Отец-злодей раздавал своим 50 дочерям ножи, чтобы они убили своих мужей. Пьеса была популярна и на светский бал 12 февраля 1820 г. герцог Фиц-Джеймс явился, вооруженный полусотней ножичков и раздавал их встречным дамам. Одной из них была герцогиня Беррийская. На следующий день ее муж был заколот на выходе из оперы бонапартистом Лувелем.
К счастью, и пассаж и театр до сих пор можно увидеть на том же месте. В пассаже сегодня - большое количество ресторанов и кафе, например в сохранившихся интерьерах магазина гравюр и эстампов Штерна под номером 47 - дорогой итальянский ресторан Caffè Stern, открытый звездными шефами из Венеции Рафом и Максом Алаймо. Подают тальолини с укропом и фисташковым соусом, омары, кальмары и красный окунь, телячья печень по-венециански с жареной полентой и фисташковое мороженое. Китайские, японские, аргентинские рестораны, филателисты и старинные открытки.
Больше историй в моем телеграм-канале. Шоколад, обезьянки в Париже и где находился магазин, куда ходил царь Петр.
Еще про бульвары с их роскошными заведениями и образом жизни, с чего они начались и как стали такими популярными, можно читать здесь
Избранная библиография:
Sous Louis-Philippe, Le Boulevard. Jacques Boulenger
Lefeuve, Charles. Les boulevards des Italiens, Montmartre, Poissonnière, Bonne-Nouvelle et Saint-Denis
Жирарден Д. «Парижские письма виконта де Лоне». Новое литературное обозрение. 2009
Мильчина В. «Париж в 1814-1848 годах: повседневная жизнь». Новое литературное обозрение, 2017