Найти тему
Пикабу

Наблюдения из мира современного IT

Работаю в IT уже более 15 лет, перепробовал разные роли от обычного администратора-компьютерщика, до разработчика и руководителя команды. Хочу поделиться своими наблюдениями и рассказать о них, в том числе и не айтишникам. Постараюсь избегать большую часть IT лексики, чтобы сделать пост интересным для всех. 0. Эти ваши непонятные термины. Часто слышу, что люди не из мира IT ругаются на птичий язык "сегодня на дейлике полчаса слушали пээма, он новую фичу в текущий скоуп добавить хочет, опять релиз двигать прийдется". На самом деле тут, как и в любой другой профессии, много терминов и жаргонизмов, без большинства из которых можно было бы обойтись, но это уже стало стандартом. Послушайте ребят из видеоиндустрии, там будет сплошной "ротоскопинг с паралаксом":) 1. Текущая ситуация. Рынок IT в России не умер, как некоторые говорят, но он ОЧЕНЬ сократился после февраля, количество вакансий уменьшилось по некоторым направлением более чем в 2 раза. Основная причина - многие иностранные компании закрыли свои филиалы (либо перевезли сотрудников в Казахстан, Турцию, Грузию и тд), а еще много тех кто раньше работал с фрилансерами из РФ, но больше не могут этого делать из-за санкций и репутационных издержек. 2. Спрос и предложение. Даже несмотря на события, разговоры о всемирном кризисе, на рынке IT огромный недостаток специалистов. Причем как у нас, так и в европе / штатах. Вот только недостаток этот именно опытных специалистов с несколькими годами реального, практического опыта (middle, senior). Крайне мало крупных компаний готовы брать новичков "на будущее" в надежде, что они наберутся опыта, останутся в компании и им можно будет платить меньше, чем специалистам с аналогичным опытом на рынке. 3. Рост зарплат. Зарплата значительно быстрее растет при регулярной смене работодателя. На это есть несколько причин, но основная - работодатель в большинстве своем не готов пересматривать оклад чаще и больше чем условно, +10% один раз в год. Развиваясь и получая реальный опыт можно менять компанию каждый год-полтора и каждый раз искать позицию с +20% окладом. И успешно находить. 4. Разница в зарплатах. Мало в каких профессиях есть такой разброс зарплат между новичком и опытным специалистом, как в IT. Зарплата опытного разработчика может в 10 раз превышать зарплату новичка, пишущего на том же самом языке. Это актуально для рынка РФ, в европе и штатах разброс не такой сильный. 5. Про возраст. Средний возраст в IT отрасли неуклонно растет, если 10 лет назад обычной была ситуация со средним возрастом в команде в 24 года, то сейчас я все чаще сталкиваюсь с компаниями и командами, где средний возраст 30 и выше. Тестировщики или аналитики, пришедшие в IT в 40+ лет уже никого не удивляют. 6. Порог входа и потолок возможностей. В IT может войти каждый, но, как и с любой другой профессией, достичь каких-то значительных результатов можно только при наличии таланта и значительного упорства. Многочисленные онлайн школы преподносят это как факт -любой может стать айтишником", упуская, что большинство, если и устроится в какую-нибудь компанию, так и останется на начальных позициях с низкими окладами. 7. С чего начать. Считается, что легче всего сменить профессию и стать айтишником можно начав с профессии тестировщика. Это действительно так, вот только, как правило, на этом путь в IT и заканчивается. Тестировщикам не нужно уметь программировать, не нужно знать алгоритмы и порог вхождения действительно довольно низкий. Вот только найти мотивацию учиться дальше, пробовать что-то еще найти со временем будет только сложнее. 8. Junior / Middle/ Senior. Все эти разделения и способы оценки опыта сотрудника очень условны и почти в каждой компании свои. Некоторые компании ориентируются только на количество лет в должности, где-то меряют количество технологий, библиотек и подходов, которыми сотрудник умеет пользоваться, а где-то измеряют его не технические навыки (soft skills) как первостепенные. Единого стандарта просто нет. 9. Специализация. IT - он очень разный, если лет 15 назад для создания веб сайта по готовому макету, нарисованному дизайнером в фотошопе, нужно было найти всего одного web мастера, то сейчас один человек который может сделать все - это скорее исключение. Как правило, вам понадобится: аналитик, для сбора требований (не пишет код), дизайнер интерфейсов (не пишет код), разработчик (вот он как раз и пишет код), тестировщик (не пишет код), администратор (почти не пишет код), поддерживающий инфраструктуру. Это как бы минимум:) Прелесть в том что можно заниматься IT, но при этом не писать код и вообще быть далеко от программирования, и таких профессий в отрасли появляется все больше. Такие профессии сейчас принято называть "около-IT". 10. Про баги. Любое программное обеспечение имеет ошибки. ЛЮБОЕ. Даже прошивка вашего айфона, даже операционная система на вашем ноутбуке, любая игра на телефоне или консоли и тд. Все видели регулярные сообщения об обновлениях. Хорошие и популярные продукты отличает то, как компания разработчик контролирует качество и как быстро исправляет найденные ошибки. 11. Можно ли повысить свои шансы успешно пройти собеседование? Да, причем некоторые онлайн школы учат как проходить собеседования, уделяя этому навыку значительную часть обучения. Вкратце - нужно начать с понимания, что собеседований, как правило, несколько и каждый из собеседующих имеет свои цели и хочет получить "правильные ответы" на свои вопросы, чтобы пропустить вас на следующий уровень. Типичный сценарий собеседований на роль разработчика состоит из 3 уровней: 1 специалист по поиску персоналу (hr / рекрутер), 2 технический специалист (например старший разработчик компании) проводит техническое интервью. 3 непосредственный менеджер. Вообще тема собеседований очень большая, если будет интересно - обещаю написать отдельно.

Читайте также.